Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В,
судей областного суда Анненковой К.К, Султанова Р.А.
при секретаре Гатченко О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу акционерного общества "Страховая Компания Опора" на определение Домбаровского районного суда Оренбургской области от 27 июня 2017 года о замене стороны правопреемником.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В, судебная коллегия
установила:
Акционерное общество (АО) "Страховая Компания Опора" и Акционерное общество (АО) "Страховая группа "УралСиб" обратились в суд с заявлением, в котором просили произвести замену ответчика по гражданскому делу по иску Пронина А.С. к АО "Страховая группа "УралСиб" о взыскании страхового возмещения в связи с причинением ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия, ссылаясь на договор о передаче страхового портфеля N *** от 19 апреля 2017 года, заключенный между АО "Страховая группа "УралСиб" и АО "Страховая Компания Опора", в соответствии с которым АО "Страховая группа "УралСиб" передало, а АО "Страховая Компания Опора" с 19 апреля 2017 года приняло права и обязательства по ранее заключенным АО "Страховая группа "УралСиб" договорам страхования, включая обязательства по полису, на основании которого заявлен вышеуказанный иск.
Определением суда от 27 июня 2017 года заявление удовлетворено.
В частной жалобе акционерное общество "Страховая Компания Опора" просит определение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщик (за исключением общества взаимного страхования) может передать, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан передать обязательства по договорам страхования (страховой портфель) одному страховщику или нескольким страховщикам (за исключением общества взаимного страхования), удовлетворяющим требованиям финансовой устойчивости и платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств и имеющим лицензии на осуществление видов страхования, по которым передается страховой портфель (замена страховщика). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, передача страхового портфеля подлежит согласованию с органом страхового надзора в установленном им порядке.
Согласно пункту 6 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" передача страхового портфеля осуществляется на основании договора о передаче страхового портфеля, заключенного между страховщиком, передающим страховой портфель, и страховщиком, принимающим страховой портфель, а также акта приема-передачи страхового портфеля. Требования к содержанию указанных договора и акта приема-передачи устанавливаются органом страхового надзора.
Со дня подписания акта приема-передачи страхового портфеля к страховщику, принимающему страховой портфель, переходят все права и обязанности по договорам страхования (пункт 14 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
Решением Домбаровского районного суда Оренбургской области от 18 октября 2016 года исковое заявление Пронина А.С. к АО "Страховая группа "УралСиб" о взыскании страхового возмещения удовлетворено частично. Суд взыскал с АО "Страховая группа "УралСиб" в пользу Пронина А.С. страховое возмещение в размере *** рублей, финансовую санкцию в размере *** рублей, неустойку в размере *** рублей, штраф в размере *** рублей, компенсацию морального вреда в размере *** рублей, а также судебные расходы в сумме *** рублей. С АО "Страховая группа "УралСиб" в доход муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области взыскана государственная пошлина в размере *** рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 01 февраля 2017 года решение Домбаровского районного суда Оренбургской области от 18 октября 2016 года изменено: снижен размер неустойки до *** рублей и государственной пошлины, подлежащей уплате в местный бюджет, - до *** рублей; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
19 апреля 2017 года между АО "Страховая группа "УралСиб" и АО "Страховая Компания Опора" был заключен договор о передаче страхового портфеля N *** в соответствии с которым с 19 апреля 2017 года АО "Страховая группа "УралСиб" передало, а АО "Страховая Компания Опора" приняло права и обязательства по ранее заключенным АО "Страховая группа "УралСиб" договорам страхования, включая обязательства по договору ОСАГО, заключенному с О.А.И.
Согласно информационному сообщению от 25 апреля 2017 года, размещенному на сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА), последний уведомил заинтересованных лиц о завершении процедуры передачи страхового портфеля по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств членом РСА - АО "Страховая группа "УралСиб". Начиная с 19 апреля 2017 года к управляющей страховой организации АО "Страховая Компания Опора" перешли все права и обязанности по договорам ОСАГО, заключенным АО "Страховая группа "УралСиб", по которым страхователями и выгодоприобретателями не было выражено в письменной форме отказа на замену страховщика до 03 апреля 2017 года.
Согласно информации с интернет-сайта РСА полис серии ***, выданный О.А.И., является действующим и находится в АО "Страховая Компания Опора".
Поскольку доказательств выражения страхователем О.А.И. либо потерпевшим (выгодоприобретателем) Прониным А.С. своего отказа на замену страховщика по полису ОСАГО серии *** представлено не было, суд пришел к выводу о переходе обязательств, возникших из указанного договора, к АО "Страховая Компания Опора". в связи с чем, произвел замену стороны по делу ее правопреемником.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, как соответствующим закону и обстоятельствам дела.
Доводы частной жалобы о том, что правопреемник принял на себя обязательства только по страховой выплате на основании положений Закона РФ от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ", а передача обязательств по выплате неустоек и иных финансовых санкций, связанных с нарушением прав сторон по договору страхования ни законом, ни договором о передаче страхового портфеля не предусмотрена, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.
Из содержания вышеприведенных норм закона следует, что к страховщику, принимающему страховой портфель, переходят все права и обязанности по договорам страхования.
Пунктом 1.1 договора о передаче страхового портфеля N 1 определено понятие страхового портфеля, под которым понимается совокупность обязательств страховщика, возникающих их всех видов договора страхования, которые соответствуют страховым резервам, а также активов, принимаемых для покрытия сформированных страховых резервов.
При этом пунктом 1.1 договора о передаче страхового портфеля во избежание двойного толкования установлен исчерпывающий перечень обязательств, которые понятие "Обязательство" не покрывает и которые не передаются Управляющей страховой организации по договору. В указанный перечень обязательства по возмещению штрафа и неустойки не входят.
В силу раздела 2 названного договора о передаче страхового портфеля его предметом является передача страхового портфеля.
Согласно пункту 2.2.2 договора в страховой портфель включаются обязательства по всем договорам страхования, включенным в акт приема-передачи страхового портфеля, срок действия которых истек на дату принятия страховщиком решения о передаче страхового портфеля, не исполненные страховщиком в полном объеме или частично (вне зависимости от того заявлены ли по таким договорам страховые требования о возмещении убытков либо вреда или нет, определена ли сумма убытков/вреда или нет, принят ли и вступил ли по ним в силу судебный акт о взыскании со страховщика суммы убытков/вреда или нет).
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что АО "Страховая компания Опора" приняло на себя обязательства исключительно по страховой выплате, не имеется.
Иных доводов, влияющих на правильность вынесенного судом определения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить основаниями к отмене определения суда, частная жалоба не содержит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
определение Домбаровского районного суда Оренбургской области от 27 июня 2017 года оставить без изменения, а частную жалобу акционерного общества "Страховая компания Опора" - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.