Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Самохиной Л.М., судей Синельниковой Л.В., Сенякина И.И., при секретаре Башатове И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского транспортного прокурора, действующего защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности совершить действия, по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 02 октября 2017 года,
заслушав доклад судьи Самохиной Л.М, пояснения заместителя прокурора Оренбургской транспортной прокуратуры - Калашникова Р.В, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы,
установила:
прокурор Оренбургской транспортной прокуратуры, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (сокращённое наименование - ОАО "РЖД").
В обоснование иска указал, что в период с 01 ноября 2016 года по 07 ноября 2016 года Оренбургской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Бузулук Орского центра организации движения - структурного подразделения Южно-Уральской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", расположенной по адресу: (адрес), ул. 1 линия (адрес)Н. В результате проверки выявлены нарушения Федерального закона N 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года "О транспортной безопасности", а также нарушения Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Собственником станции "Бузулук" является ОАО "РЖД", которое несёт ответственность за неисполнение требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности. Станция "Бузулук" является объектом транспортной инфраструктуры, сведения о котором внесены в реестр категорированных объектов, присвоена II категория. Результаты оценки уязвимости станции "Бузулук" утверждены и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта 08 декабря 2014 года. План обеспечения транспортной безопасности станции "Бузулук" утверждён и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта 06 июля 2016 года. Таким образом, субъектом транспортной безопасности - ОАО "РЖД" фактически не установлены сроки реализации плана, что не позволило его реализовать в определённый срок. Неисполнение установленных требований в области транспортной безопасности создаёт реальную угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса, причинению вреда жизни и здоровью людей.
Просил, с учётом изменения исковых требований, обязать ОАО "Российские железные дороги" устранить выявленные в ходе проверки с 01-07 ноября 2016 года нарушения законодательства о транспортной безопасности на станции "Бузулук" в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в силу, а именно: установить конкретные сроки исполнения мероприятий, предусмотренных Планом обеспечения транспортной безопасности станции Бузулук, утвержденного руководителем Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта;
оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ; видеораспознавание объектов видеонаблюдения на критических элементах ОТИ; видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности; видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности; передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени; хранение в электронном виде данных со всех со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток; выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ; возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Определением суда от 02 октября 2017 года производство по гражданскому делу в части исковых требований об установлении конкретных сроков исполнения мероприятий, предусмотренных разделом 21 "Этапы и сроки реализации Плана ОТБ ОТИ" Плана обеспечения транспортной безопасности станции "Бузулук" - прекращено, в связи с отказом истца от требований в этой части.
Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 02 октября 2017 года исковые требования прокурора Оренбургской транспортной прокуратуры, в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, удовлетворены. На ОАО "РЖД" возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в силу оснастить объект транспортной инфрастуктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:
- видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ;
- видеораспознавание объектов видеонаблюдения на критических элементах ОТИ;
- видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности;
- видеомониторинг объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности.
- передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени;
- хранение в электронном виде данных со всех со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение 15 суток;
- выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ;
- возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 статьи 1 указанного закона, к объектам транспортной инфраструктуры относятся, в том числе, железнодорожные станции.
В силу части 1 статьи 2 и части 1 статьи 4 названного закона, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что собственником станции "Бузулук" является ОАО "РЖД". Соответственно, ОАО "РЖД" является субъектом транспортной безопасности и в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона "О транспортной безопасности" несёт ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством о транспортной безопасности.
Железнодорожная станция "Бузулук" является объектом транспортной инфраструктуры, сведения о котором внесены в реестр категорированных объектов за N ЖСГ 304738, присвоена II категория, уведомление о присвоении категории УТБ-7/3/04738-ис от 12 декабря 2013 года.
Результаты оценки уязвимости станции "Бузулук" и план обеспечения транспортной безопасности станции, утверждён и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 1 статьи 8 закона N 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 настоящего Федерального закона, для различных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласовании с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждённые приказом Минтранса Российской Федерации от 08 февраля 2011 года N 43, утратили силу в связи изданием Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 9 Требований, субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры II категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан, в числе прочего, оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:
видеоидентификацию объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности и ее части, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры (на железнодорожном вокзале);
видеораспознавание в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;
видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности;
видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени;
хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток;
выявление нарушителя в режиме реального времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;
возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими системами безопасности и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные требования субъектом транспортной инфраструктуры не реализованы, неисполнение установленных требований в области транспортной безопасности создает реальную угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса, причинению вреда жизни и здоровью людей.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, в тоже время находит заслуживающими доводы апелляционной жалобы о том, что при возложении на ответчика обязанности оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, их перечень подлежит в точном соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации N 495 от 26 апреля 2017 года, действующим на дату вынесения решения суда. Из дословного содержания обязанностей, возложенных на ответчика решением суда, следует, что такое соответствие отсутствует, несмотря на то, что существо обязанности не изменяется.
В связи с этим судебная коллегия находит необходимым решение суда изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения суда с указанием на возложение на ответчика обязанности оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с частями 1-9 подпункта 1 пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации N 495 от 26 апреля 2017 года.
Доводы апеллянта о том, что прокурором в обоснование заявленных исковых требований сделана ссылка на утратившее силу Постановление Правительства Российской Федерации N 43 от 08 февраля 2011 года, которым были утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, о необоснованности заявленных требований не свидетельствуют, не освобождают ответчика от обязанности исполнить данные Требования и основанием для отмены решения не являются.
В жалобе апеллянт ссылался на то, что суд не установили не выяснил обстоятельства, свидетельствующие о том, имеются ли технические средства, которыми необходимо оснастить объект, возможно ли такое оснащение и какими именно охранными системами, что, по его мнению, делает решение суда неисполнимым.
С указанной позицией судебная коллегия согласиться не может, поскольку обязанность оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности прямо предусмотрена нормативным правовым актом, который обязателен обязательным для исполнения субъектом транспортной инфраструктуры II категории.
Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения изложенных прокурором требований, ответчик не представил.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Указанные доводы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, а направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в то время как оснований для такой оценки нет. Суд первой инстанции, кроме оговоренной выше части, правильно разрешилвозникший между сторонами спор, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 02 октября 2017 года изменить в части, изложив абзац второй резолютивной части решения суда в следующей редакции:
"Обязать открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в течение одного года со дня вступления решения в законную силу оснастить объект транспортной инфраструктуры - железнодорожную станцию "Бузулук" Орского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Южно-Уральской дирекции управления движением - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими:
видеоидентификацию объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности и ее части, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры (на железнодорожном вокзале);
видеораспознавание в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;
видеообнаружение в секторе свободного доступа зоны транспортной безопасности и технологическом секторе зоны транспортной безопасности;
видеомониторинг по периметру зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
передачу данных с системы видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных в режиме реального времени;
хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих для этого необходимыми конструктивными особенностями, в течение не менее 30 суток;
выявление нарушителя в режиме реального времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры;
возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими системами безопасности и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.