Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А,
судей Анненковой К.К, Каменцовой Н.В,
при секретаре Ершовой О.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Альдибергеновой Ж.К. к администрации муниципального образования Оренбургский район об обязании обеспечить жилой площадью,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 01 ноября 2017 года,
установила:
Альдибергенова Ж.К. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, указав, что постановлением администрации МО Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 03.02.2012 г. N16-п она признана сиротой, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием жилого помещения. Принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Несмотря на то, что она достигла 18-ти летнего возраста, она не имеет жилья в собственности, либо иного закрепленного жилья, вынуждена снимать жилое помещение по договору найма и оплачивать ежемесячно 5 800 рублей. Просила суд обязать администрацию МО Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области обеспечить ее, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
В дальнейшем истец уточнила исковые требования, просила суд обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области обеспечить ее, по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах территории муниципального образования город Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
Определением суда от 04.10.2017 года произведена замена, ненадлежащего ответчика - администрации МО Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на надлежащего - администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области.
Решением Оренбургского районного суда от 01 ноября 2017 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация МО Оренбургский район Оренбургской области просит об отмене судебного решения, как принятого с нарушением норм материального права.
Истец, представители ответчика и третьего лица Правительства Оренбургской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, не сообщили об уважительности причин неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Каменцовой Н.В, выслушав пояснения представителя истца Зуева А.Н, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных законом (статья 330 ГПК РФ) для удовлетворения жалобы и отмены судебного постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Альдибергенова Ж.К, 03 июня 1996 года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца Альдибергенова З.Б. умерла 13.08.2011 года. Отец Альдибергенов К.К. лишен родительских прав на основании решения Домбаровского районного суда от 19.01.2012
17.01.2012 года Альдибергенова Ж.К. обратилась в администрацию МО Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области с заявлением, о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с отсутствием жилья.
Согласно выписке из протокола N1 заседания жилищной комиссии МО Караванный сельсовет, Альдибергенова Ж.К. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На основании постановления администрации МО Караванный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 03.02.2012 года N 16-п, Альдибергенова Ж.К. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием жилого помещения, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Альдибергенова Ж.К. жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет, ей исполнилось 18 лет, на момент рассмотрения дела жилое помещение ей не предоставлено.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что Альдибергенова Ж.К. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, включена в список сирот, подлежащих обеспечению жильем, достигла возраста 18 лет, не имеет жилого помещения для проживания, следовательно имеет право на социальную поддержку государством детей-сирот в форме предоставления жилого помещения по договору найма специализированных помещений за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области, возложив данную обязанность на полномочный орган местного самоуправления.
Судебная коллегия считает выводы суда основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Аналогичные положения содержаться и в абзаце 2 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 27.02.2013 N 1420), (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ) жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика в части отсутствия в Жилищном кодексе Российской Федерации указания на внеочередной порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями коллегия признает несостоятельными и не способными повлечь отмену решения суда.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, но не устанавливает очередность предоставления жилья.
Ссылка апеллянта на положения п.5 ст.4 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ, которые, по его мнению, не свидетельствуют о наличии права детей-сирот на предоставление по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм закона и не опровергают выводы суда о необходимости удовлетворения исковых требований.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 01 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области- без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.