Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В,
судей Ившиной Т.В, Устьянцевой С.А,
при секретаре Башатове И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Бадукшанова Р.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о включении в страховой стаж периодов работы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге
на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 02 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге Плюсниной О.Н, поддержавшей доводы жалобы, истца Бадукшанова Р.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Бадукшанов Р.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (далее - УПФР в г.Оренбурге), указав, что 01 марта 2017 года обратился в отдел ПФР по Дзержинскому району г. Оренбурга с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. К заявлению приложил весь перечень необходимых документов.
Решением Начальника УПФР в г.Оренбурге от 31 марта 2017г, время работы в *** Республики Казахстан с 15 марта 1993г. по 22 ноября 1993г. не было засчитано в страховой стаж.
Не согласившись с указанным решением, истец просил суд включить в трудовой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии по старости, время работы в *** Республики Казахстан с 15 марта 1993г. по 22 ноября 1993г. Обязать УПФР в г.Оренбурге произвести перерасчёт и начисление пенсии с учетом указанного выше периода.
Решением суда исковые требования Бадукшанова Р.А. удовлетворены частично.
Суд постановилобязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге включить Бадукшанову Р.А. в страховой (общий) стаж период работы с 16 марта 1993г. по 22 ноября 1993г. в *** Республики Казахстан и обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Оренбурге произвести перерасчет пенсии Бадукшанова Р.А. с учетом указанного периода работы с даты назначения пенсии - с 01 марта 2017 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Оренбурге, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств и неправильное применение норм материального права, просит данное решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требования о включении в страховой стаж истца 15 марта 1993г. не обжалуется.
В соответствии с ч.2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия проверяет решение суда в обжалуемой части.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением УПФР в г. Оренбурге при рассмотрении вопроса о реализации пенсионных прав застрахованного лица Бадукшанова Р.А, обратившегося в целях назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", последнему была назначена страховая пенсия по старости, начиная с 01 марта 2017 г.
При этом решением начальника УПФР в г. Оренбурге от 31 марта 2017 г. N ему было отказано во включении в общий (страховой) стаж периода работы с 15 марта 1993г. по 22 ноября 1993г. в ***, так как работа протекала в бывшей республике СССР, справка, подтверждающая период работы не представлена.
Записями в трудовой книжке N на имя Бадукшанова Р.А. подтверждается, что истец 15 марта 1993 г. назначен начальником хозяйственного отдела ***, с 21 апреля 1993 г. переведён на должность исполняющего обязанности начальника отдела кадров ***, с 09 июня 1993 г. утвержден в должности начальника отдела кадров, с 21 июня 1993 г. назначен исполняющим обязанности заместителя начальника ***, с 22 ноября 1993 г. освобождён от занимаемой должности в связи с увольнением по собственному желанию.
Факт работы истца в период с 15 марта 1993г. по 22 ноября 1993г. в *** подтверждается также справкой-подтверждением от 29 июня 2000 г. N *** Республики Казахстан.
Удовлетворяя исковые требования Бадукшанова Р.А. о включении в его страховой стаж периода работы с 16 марта 1993г. по 22 ноября 1993г, суд указал, что надлежащим образом заверенная запись о спорном периоде работы истца внесена в трудовую книжку, являющуюся основным документом, подтверждающим трудовую деятельность, ее достоверность не вызывает сомнений и не оспорена сторонами, в связи с чем решение УПФР в г. Оренбурга об отказе включить истцу в страховой (общий) стаж указанный период противоречит требованиям закона.
С данными выводами судебная коллегия соглашается на основании следующего.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с п.2 статьи 6 указанного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со статьёй 10 Соглашения от 13 марта 1992г. компетентные учреждения (органы) государств-участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера.
С 01 января 2002г. вступил в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии со статьёй 10 которого периоды работы и (или) иной деятельности, включаются в страховой стаж в случае уплаты страховых взносов.
Аналогичный порядок включения в страховой стаж периодов работы предусмотрен статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01 января 2015г.
В соответствии с Правилами подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
На основании п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. N 99р (в ред. от 28.01.2005 г.) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашением от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Для определения права на страховую пенсию лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается страховой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до 01 января 2002 года без истребования подтверждения уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Периоды работы после 01 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Так как спорный период работы имел место до 01 января 2002 года и подтверждался сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца, у пенсионного органа отсутствовали основания для отказа во включении спорного периода в страховой стаж истца.
Доводы жалобы о том, что пенсионный орган вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведения, при установлении пенсий на территории Российской Федерации в рамках соглашений с бывшими республиками СССР необходимо подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретённых на территории государств-участников соглашений, Управлением 30 марта 2017г. был направлен запрос в Департамент Комитета труда, социальной защиты миграции по Актюбинской области об оказании содействия в истребовании справок о работе за спорный период, справка, подтверждающая период работы заявителем не была представлена, ответ из компетентного органа Республики Казахстан не поступил, не могут являться основанием для отмены решения, поскольку неисполнение компетентным органом Р. Казахстан направленного запроса не должно повлечь нарушение пенсионных прав истца. Кроме того обстоятельства, на которых истец основывал свои требования, нашли своё подтверждение при разбирательстве дела в суде.
Доводы жалобы о том, что справка-подтверждение от 29 июня 2000г. N при обращении в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости не представлялась, Управлением не оценивалась, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу ч.3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Как следует из уведомления, Бадукшанову Р.А, не предлагалось представить какие либо документы дополнительно для назначения пенсии.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 02 ноября 2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.