Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В,
судей Ившиной Т.В, Устьянцевой С.А,
при секретаре Башатове И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Котунова А.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге о признании решения незаконным, возложении обязанности засчитать периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге
на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 02 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге Плюсниной О.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Котунова А.А. и его представителя Козловцева П.И, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Котунов А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге о признании решения незаконным, возложении обязанности засчитать периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указав, что на его обращение от 17 мая 2017 г. о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", заместитель начальника Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Оренбурге (далее - УПФР в г. Оренбурге) ФИО9 вынесла решение от 30 августа 2017 N об отказе ему в назначении досрочной страховой пенсии. Причину отказа УПФР в г. Оренбурге обуславливает - в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа, дающего права на досрочную страховую пенсию по старости по причине, что его стаж работы не подтвержден компетентными органами республики Узбекистан.
Не согласившись с указанным решением, истец просил суд признать незаконным решение УПФР в г Оренбурге об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 30 августа 2017 года N. Засчитать в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с п.1. ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400 ФЗ периоды: с 14 мая 1992г. по 05 ноября 1996г. и с 01 августа 1997г. по 25 октября 1999г. Обязать УПФР в г. Оренбурге назначить досрочно страховую пенсию по старости в связи с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, с момента обращения в Пенсионный фонд с 17 июня 2017 г.
Решением суда исковые требования Котунова А.А. удовлетворены.
Суд постановилпризнать решение заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге N от 30 августа 2017 года незаконным в части отказа во включении Котунову А.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы: с 14 мая 1992г. по 05 ноября 1996г, с 01 августа 1997г. по 25 октября 1999г. - участковым геологом рудника " ***
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге включить Котунову А.А. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 14 мая 1992г. по 05 ноября 1996г, с 01 августа 1997г. по 25 октября 1999г. - участковым геологом рудника ***, назначить и выплачивать Котунову А.А. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на такую пенсию - с 17 июня 2017 года.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Оренбурге, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств и неправильное применение норм материального права, просит данное решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в УПФР в городе Оренбурге истец обратился 17 мая 2017 года.
Решением заместителя начальника УПФР в г. Оренбурге N от 30 августа 2017 года в стаж Котунова А.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были засчитаны периоды работы с 14 мая 1992г. по 05 ноября 1996г, с 01 августа 1997г. по 25 октября 1999г. участковым геологом рудника " ***
Отказано Котунову А.А. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Для назначения досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 54 лет требуется 6 лет, по представленным документам, стаж, дающий право на такую пенсию, составляет 00 лет 00 месяцев 00 дней (по страховому стажу спора у сторон не имеется).
Удовлетворяя требование о включении спорных периодов в специальный стаж истца, суд указал, что в периоды с 14 мая 1992г. по 05 ноября 1996г, с 01 августа 1997г. по 25 октября 1999г. истец работал в качестве участкового геолога рудника ***, то есть осуществлял трудовую деятельность, дающую право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на собранных по делу доказательствах, оцененных судом надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так записями в трудовой книжке истца, относительно обжалуемых периодов, подтверждается, что Котунов А.А. 14 мая 1992 г. принят участковым геологом Рудника "М" в порядке перевода Малого предприятия ***, с 06 ноября 1996 г. переведен руководителем группы подсчета запасов Рудника "М", с 01 августа 1997 г. переведен участковым геологом рудника " ***", 25 октября 1999 г. трудовой договор прекращен.
В соответствии со справкой, уточняющей особый характер работы и условия от 13 января 2010 г. N, выданной ***, Котунов А.А. полный рабочий день, при полной рабочей неделе, постоянно работал с 14 мая 1992г. по 05 ноября 1996г, с 01 августа 1997г. по 25 октября 1999г. в качестве участкового геолога рудника " ***. Периоды работы относятся к условиям Списка 1 раздела XXIV "Атомные энергетика и промышленность" подраздел 1 "Горные работы", пункт 2 "Открытые горные работы" шифр 12401020-17541 Постановления N10 Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10, как специалист, постоянно занятый на эксплуатационных участках по добыче открытым способом золотосодержащих руд карьера "Мурунтау".
Указанные доказательства не опровергнуты, являются допустимыми и обоснованно положены судом в основу принятого решения.
Поскольку с учётом включения указанных периодов работы, специальный стаж истца составил 06 лет 08 месяцев 17 дней, что достаточно для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ в возрасте 54 лет, суд возложил на УПФР в г. Оренбурге обязанность назначить Котунову А.А. досрочную страховую пенсию с даты возникновения права на неё - достижения возраста 54 лет, с 17 июня 2017 г.
УПФР в г. Оренбурге в своей жалобе ссылается на то, что в целях определения права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации периоды работы: 1) в государствах -участниках Соглашения, в которых институт досрочных пенсий был отменён, учитываются как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты отмены института досрочных пенсий в этих государствах; 2) в государствах-участниках Соглашения, в которых институт досрочных пенсий продолжает действовать, могут быть учтены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со статьями 30-31 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий, при которых определяется право на досрочную пенсию по старости, при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников соглашений, что соответствующие периоды учитываются (учитывались) ими при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств.
Сведения об отмене или о продолжении действовать в настоящее время института досрочных пенсий в Республике Узбекистан, а также сведения о том, учитывается (учитывалась) ли данная работа заявителя при назначении пенсии на льготных условиях по законодательству Республики Узбекистан и при выполнении каких условий в течение трёхмесячного срока не поступили. Кроме того стаж истца не подтверждён компетентными органами Республики Узбекистан.
Указанные доводы не влекут отмены решения суда на основании следующего.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших из Республики Узбекистан, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
В силу статьи 1 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на досрочное назначение пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам.
В силу ч. 2 этой же статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком 1 от 26 января 1991 N 10, разделом XXIV "Атомные энергетика и промышленность" подраздел 1 "Горные работы", пункт 2, "Открытые горные работы" кодом позиции 12401020-17541 предусмотрены рабочие, специалисты и руководители, постоянно занятые на эксплуатационных участках по добыче открытым способом радиоактивационного, бериллиевого сырья, золотосодержащих руд карьера "Мурунтау".
В соответствии с п.2 статьи 6 указанного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно статьи 10 Соглашения от 13 марта 1992г. компетентные учреждения (органы) государств-участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера.
С 01 января 2002г. вступил в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001г. N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии со статьёй 10 которого периоды работы и (или) иной деятельности, включаются в страховой стаж в случае уплаты страховых взносов.
На основании п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. N 99р (в ред. от 28.01.2005 г.) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашением от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Для определения права на страховую пенсию лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается страховой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до 01 января 2002 года без истребования подтверждения уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Периоды работы после 01 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Учитывая, что истец заявляет о включении в его стаж периодов работы до 01 января 2002г. и нормы пенсионного законодательства, регулирующие, в том числе вопросы пенсионного обеспечения лиц, прибывших из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992г, не содержат требований, на которые ссылается податель жалобы, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований при наличии доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывал свои требования.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 02 ноября 2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.