Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж,
судей: Устьянцевой С.А, Коваленко А.И,
при секретаре Красниковой Д.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириленко Е.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области о признании незаконным отказа во включении периода службы в страховой стаж, включении периода в страховой стаж и понуждении произвести перерасчет пенсии
по апелляционной жалобе Кириленко Е.Н.
на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 02 ноября 2017 года,
заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А,
УСТАНОВИЛА:
Кириленко Е.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что 28 апреля 2017 года она обратилась в УПФР г. Орске Оренбургской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Страховая пенсия по старости ей назначена с 02 мая 2017 года. Однако, решением начальника УПФР в г. Орске Оренбургской области от 30 мая 2017 года N в ее страховой стаж не включен период прохождения службы на офицерских должностях в Управлении КГБ Туркменской ССР по (адрес) и Управлении КНБ Туркменистана по Марыйскому велаяту с 03 сентября 1991 года по 21 февраля 2000 года. Считает, что в соответствии с действующим законодательством и Соглашением о гарантиях в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участниками которого выступают России и Туркмения, заявленный ею период подлежит включению в страховой стаж для назначения пенсии в полном объеме, несмотря на то, что она проходила службу на территории другого государства после распада СССР. Указывает, что она не меняла паспорт гражданина СССР до получения паспорта гражданина Российской Федерации, то есть фактически не принимала гражданство Туркмении. С учетом уточненных исковых требований просила суд признать решение ответчика в части не включения в страховой стаж периода с 01 января 1992 года по 21 февраля 2000 года, обязать ответчика включить спорный период в страховой стаж, обязать ответчика произвести перерасчет страхового стажа и пенсии с 02 мая 2017 года.
Определением суда от 04 октября 2017 года прекращено производство по требованиям Кириленко Е.Н. к ОПФР по Оренбургской области, в связи с отказом от исковых требований к данному ответчику.
В судебном заседании истец Кириленко Е.Н, ее представитель Нестеренко М.Ф, действующий на основании устного ходатайства, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, указали, что работа истца в Управлении КГБ в спорный период не может рассматриваться как военная служба, поскольку сотрудники Управления никогда не относились к вооруженным силам государства, период службы является периодом работы. Просили применить по аналогии к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя", в соответствии с которыми служба в органах безопасности Украины, то есть иностранного государства, после распада СССР входит в стаж для назначения пенсии по старости.
Представитель ответчика Климова Е.Е, действующая на основании доверенности N от (дата), исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 02 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований Кириленко Е.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Кириленко Е.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца Кириленко Е.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Климовой Е.Е, действующей на основании доверенности N от (дата), возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно них возражений, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кириленко Е.Н. с 02 мая 2017 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным Законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в г. Орске Оренбургской области от 30 мая 2017 года N в ее страховой стаж не включен период прохождения службы на офицерских должностях в Управлении КГБ Туркменской ССР по (адрес) и Управлении КНБ Туркменистана по Марыйскому велаяту с 01 января 1992 года по 21 февраля 2000 года.
Не согласившись с указанным решением, Кириленко Е.Н. обратилась с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, действующее законодательство предусматривает три конкретных случая, когда период работы или иной деятельности за пределами России может быть включен в страховой стаж. Данный перечень случаев является исчерпывающим.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Частью 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что исчисление размера пенсии, исходя из периодов работы (иной деятельности), имевших место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 01 января 2015 года, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Таким образом в трудовой стаж могут включаться наравне с периодами прохождения военной службы в Российской Федерации периоды прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР.
Из трудовой книжки Кириленко Е.Н. следует, что она с 03 сентября 1991 года была зачислена на военную службу в органы КГБ ТССР (запись N), 21 февраля 2000 года она была уволена с военной службы в запас Вооруженных Сил на основании Закона Туркменистана "О воинской обязанности и военной службе".
Приказом начальника Управления КГБ Туркменской ССР по (адрес) от 04 сентября 1991 года N подтверждается, что Полищук Е.Н. (в настоящее время Кириленко) назначена оперативным переводчиком Управления с 03 сентября 1991 года.
Согласно приказу начальника Управления КНБ Туркменистана по Марыйскому велаяту от 16 февраля 2000 года N Кириленко Е.Н. исключена из списков личного состава Управления, уволена с действительной военной службы по статье 45 пункту 2 "г" Закона Туркменистана "О воинской обязанности и военной службе" (как переставшая отвечать установленным к ней в соответствии с этим законом требованиям) с 21 февраля 2000 года.
Разрешая спор, принимая во внимание правовое регулирование спорных правоотношений, учитывая, что за спорный период в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы ни истцом, ни её работодателем не уплачивались, что отсутствует какой-либо международный договор или Федеральный закон, предусматривающие включение службы за пределами территории Российской Федерации в страховой стаж, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы апеллянта о том, что заявленный ею период должен быть включен в страховой стаж на основании Соглашения о гарантиях в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, основаны на неверном толковании норм материального права. Данные доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно опровергнуты в решении суда.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции истца в суде первой инстанции, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования районного суда или опровергали выводы судебного акта, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, и не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 02 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кириленко Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.