Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В,
судей областного суда Анненковой К.К, Султанова Р.А.
при секретаре Гатченко О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах Карпунькиной Е.С, к администрации г. Орска об обязании предоставить жилое помещение
по апелляционной жалобе администрации города Орска Оренбургской области
на решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 07 сентября 2017 года, которым исковые требования прокурора Ленинского района города Орска удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования город Орск Оренбургской области предоставить Карпунькиной Е.С, *** года рождения, за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах города Орска Оренбургской области не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В, объяснения прокурора Губаревой О.А, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ленинского района г. Орска Оренбургской области в интересах Карпунькиной Е.С. обратился в суд с иском к администрации города Орска Оренбургской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что Карпунькина Е.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать К.Н.А. лишена родительских прав на основании решения Ленинского районного суда г. Орска от ***, отец К.С.В. умер. На основании постановления администрации г. Орска от 25.01.2011 N *** Карпунькина Е.С. была определена в ГОУ "Школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. ***". После окончания 16.06.2012 указанного учреждения Карпунькина Е.С. продолжила обучение в ГАПОУ "ТТТ г. Орска", где проживала в общежитии. 27.06.2017 Карпунькина Е.С. окончила указанное образовательное учреждение и вынуждена проживать совместно со своей матерью К.Н.А., которая ранее была лишена родительских прав в отношении нее. На основании постановления администрации г. Орска от 12.01.2011 *** за Карпунькиной Е.С. была закреплена муниципальная жилая площадь по адресу: (адрес). Постановлением администрации г. Орска адрес указанного помещения изменен: (адрес) В настоящее время Карпунькина Е.С. зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении, общей площадью *** кв.м, нанимателем которого является К.Н.А. на основании договора социального найма жилого помещения, в соответствии с условиями которого Карпунькина Е.С, К.С.В. К.Н.С. являются членами семьи нанимателя, вселенными в указанное жилое помещение. До настоящего времени Карпунькина Е.С. жильём не обеспечена. Просил суд обязать администрацию МО г. Орска предоставить Карпунькиной Е.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в пределах г. Орска за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик администрация города Орска Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Карпунькина Е.С, представители ответчика, третьих лиц - правительства Оренбургской области, отдела опеки и попечительства г. Орска не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Карпунькина Е.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18-лет, обеспечена жилым помещением площадью менее учетной нормы.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии у истца права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда. в связи с чем, удовлетворил исковые требования и возложил на администрацию муниципального образования город Орск обязанность предоставить Карпунькиной Е.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах города Орска Оренбургской области не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует закону и обстоятельствам дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что матерью Карпунькиной Е.С. является К.Н.А., отцом К.С.В.
Решением Ленинского районного суда г. Орска от *** К.Н.А. лишена родительских прав, в том числе в отношении Карпунькиной Е.С, *** года рождения.
К.С.В. умер ***, что подтверждается свидетельством о смерти от 16.09.2010.
Постановлением администрации г. Орска от 12.01.2011 N *** за Карпунькиной Е.С. была закреплена муниципальная жилая площадь по адресу: (адрес)
Постановлением администрации г. Орска от 03.04.2017 N *** адрес указанного помещения изменен на: (адрес)
18.09.2013 Карпунькина Е.С. включена в Список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Из справки ООО "Коммунальщик-сервис" от 27.06.2017 и договора социального найма жилого помещения N 149/2017 от 29.05.2017 следует, что Карпунькина Е.С. зарегистрирована и проживает в вышеуказанном жилом помещении, общей площадью *** кв.м, нанимателем которого является К.Н.А., членами семьи нанимателя, вселенными в указанное жилое помещение, указаны Карпунькина Е.С, К.С.В., К.Н.С.
Согласно сведениям из Росреестра у Карпунькиной Е.С. отсутствует в собственности жилое помещение.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
В соответствии с частями 4,5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии со статьей 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются одиноко проживающим гражданам - 33 кв.м. общей площади жилья.
Поскольку истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, является нуждающейся в жилом помещении, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы об ограниченном количестве приобретаемого жилья в связи с определенным объемом ежегодных субвенций для реализации государственных полномочий по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку наличие или отсутствие финансовых средств юридически значимым для разрешения данного спора не является.
Доводы жалобы о том, что решение суда не должно предоставлять истцу преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным в порядке очередности в список, не могут быть признаны состоятельными, т.к. действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих факт объективной невозможности проживания Карпунькиной Е.С. в жилом помещении, расположенном по адресу: (адрес), не опровергают выводы суда о нуждаемости истца в жилом помещении.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 07 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.