Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
рассмотрев 17 января 2018 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе Русского Е.А. на постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2017 года, которым Русский Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей,
установил:
постановлением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 26.11.2017 Русский Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Русский Е.А. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит отменить вынесенное постановление.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей
Объектом посягательства указанного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Предметом является установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пиктирования, который регламентирован в том числе Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, выражается в нарушении организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее Федеральный закон).
В Федеральном законе публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (статья 2).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона предусмотрено ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности. Так в силу указанной нормы к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Пункты 1, 2 части 4 статьи 5 Федерального закона возлагают на организатора публичного мероприятия обязанности по подаче в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного Федерального закона, не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником), информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу частей 1, 2 и 4 статьи 10 Федерального закона организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации. Предварительная агитация не может проводиться в форме публичного мероприятия, если порядок его организации и проведения не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Русский Е.А. "Дата обезличена", находясь по адресу г "Адрес обезличен", в нарушение пунктов 1-4 статьи 4, частей 1, 2, 4 статьи 10 Федерального закона N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", разместил в социальной сети "В контакте" на личной странице "Адрес обезличен" информацию о проведении "Дата обезличена" пикета в "Адрес обезличен" с тематикой "... ", чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также установлено, что 16.11.2017 Русским Е.А. и его представителем Б в администрацию МО ГО "Сыктывкар" подавались 4 уведомления о проведении 25 ноября 2017 года публичного мероприятия с целью выражения недовольства в отношении социальной политики, проводимой главой Республики Коми и государственным советом Республики Коми; привлечения внимания общественности, органов законодательной и исполнительной власти к социальным настроениям и поднимаемым на публичном мероприятии вопросам в разные периоды времени с предполагаемым количеством участников 800человек, с указанием места проведения г.Сыктывкар, Мичуринский парк (часть территории, на которой не проводятся ремонтные работы).
На указанные уведомления, администрацией МО ГО "Сыктывкар" даны ответы от 17.11.2017 "Номер обезличен" за подписью и.о. заместителя главы администрации МО ГО "Сыктывкар", в которых указано что администрация не согласовывает проведение публичного мероприятия в связи с ранее поступившим в администрацию уведомлением о проведении публичного мероприятия 25.11.2017 на территории Мичуринского парка. Заявителю предложено другое ближайшее свободное время для проведения публичного мероприятия в заявленном месте на территории г. Сыктывкара - 27.11.2017 с 20 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин, в связи с чем предложено изменить время проведения заявленного публичного мероприятия с приложением план-схемы с обозначением установленного места. Также разъяснены требования пункта 2 части 4, части 5 статьи 5 Федерального закона N54-ФЗ.
22.11.2017 Русским Е.А. вновь подано уведомление в администрацию МО ГО "Сыктывкар" о проведении публичного мероприятия - акции "... " на территории г.Сыктывкара в виде пикета, цель которого указано, недовольства в отношении социальной политики, проводимой главой Республики Коми и государственным советом Республики Коми; привлечения внимания общественности, органов законодательной и исполнительной власти к социальным настроениям и поднимаемым на публичном мероприятии вопросам 26.11.2017 в период с 12 час. 00 мин. по 15 час. 00 мин, с предполагаемым количеством участников 99 человек.
22.11.2017 администрацией МО ГО "Сыктывкар" Русскому Е.А. на указанное уведомление дан ответ N "Номер обезличен" о несогласовании проведения публичного мероприятия в связи с ранее поступившим в администрацию МО ГО "Сыктывкар" уведомлением о проведении публичного мероприятия 26.11.2017 на территории Мичуринского парка. Заявителю предложено другое ближайшее свободное время для проведения публичного мероприятия в заявленном месте на территории Сыктывкара - 27.11.2017 с 20 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин, в связи с чем, предложено изменить время проведения заявленного публичного мероприятия с приложением план-схемы с обозначением установленного места. Также разъяснены требования пункта 2 части 4, части 5 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ.
Ответ администрации МОГО "Сыктывкар" 22.11.2017 "Номер обезличен" организатором пикета в установленном законом порядке не обжалован.
Учитывая то обстоятельство, что Русским Е.А как организатором публичного мероприятия совершены действия по размещению в сети Интернет информации о дате, времени и месте проведения публичного мероприятия, с приглашением принять в нем участие, то есть проведение предварительной агитации, в отсутствии согласования с органом местного самоуправления проведения данного публичного мероприятия, судья городского суда пришёл к правильному выводу, что указанным лицом нарушен установленный порядок организации пикетирования, установленный Законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и вина Русских Е.А. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении "Номер обезличен" от 24.11.2017, объяснением Русского Е.А, где он подтверждает факт размещения на личной странице в социальной сети "Вконтакте" информации о проведении 26.11.2017 года в 12.00 публичного мероприятия в Мичуринском парке г. Сыктывкар с тематикой "... ", актом проверки сети "Интернет" от 23.11.2017, составленным помощником прокурора города Ухта Б.; копиями скриншотов личной страницы пользователя социальной сети "В контакте" Егора Русского; ответом заместителя главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 22.11.2017; информационным письмом (уведомлением) организатора публичного мероприятия Русского Е.А. и иными материалами дела.
В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Русского Е.А. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что согласования с администрацией планируемого проведения публичного мероприятия в данном случае не требовалось, поскольку место проведения мероприятия является местом определенным Постановлением Правительства Республики Коми N 598 от 25.12.2012, а границы определены Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" N9/3769 от 27.09.2013, количество человек не превышало 100 человек, являются не состоятельными в силу следующего.
В соответствии с Приложением к Постановлению Правительства Республики Коми от 25.12.2012 N 598 единым специально отведенным для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места в Мичуринском парке г.Сыктывкара является площадка, расположенная на пересечении улицы Димитрова и Октябрьского проспекта в северной части Мичуринского парка, с южной стороны ограниченная аллеей парка.
Из поданного Русским Е.А. в администрацию МО ГО "Сыктывкар" информационного письма от 22.11.2018 указано место проведение публичного мероприятия г. Сыктывкар Мичуринский парк (свободная часть территории от ремонтных работ и других массовых мероприятий). Вместе с тем, конкретное место и границы Мичуринского парка г. Сыктывкара, на котором планируется проведение 26.11.2017 публичного мероприятия, либо площадка, расположенная на пересечении улицы Димитрова и Октябрьского проспекта в северной части Мичуринского парка, с южной стороны ограниченная аллеей парка, в информационном письме не указаны. В связи с этим, утверждение заявителя о соответствии места проведения публичного мероприятия месту, которое установлено Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2012 N 598, является несостоятельным.
При таких обстоятельствах, Русский Е.А. как организатор публичного мероприятия в силу требований статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" обязан был направить уведомление в адрес администрации МО ГО "Сыктывкар" о согласовании проведения публичного мероприятия, однако такую обязанность он не исполнил, в связи с чем судья городского суда пришел к правильному выводу о нарушении Русских Е.А. установленного порядка организации публичного мероприятия.
Указание в жалобе на нарушение судом права заявителя на защиту, в связи с рассмотрением дела без его участия и отклонения ходатайства об отложении рассмотрения дела, не влекут отмены оспариваемого постановления судьи.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 указанного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Русский Е.А. извещен надлежащим образом об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на "Дата обезличена" мин, что подтверждается собственноручной подписью лица, привлекаемого к административной ответственности в расписке, которая вручена "Дата обезличена" (л.д. "Номер обезличен").
"Дата обезличена" в адрес суда Русским Е.А. подано ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с выездом в другой город. При этом указано на передачу указанного ходатайства через представителя (л.д "Номер обезличен").
Каких-либо документов, подтверждающих уважительность причин невозможности участвовать в судебном заседании, Русским Е.А. не представлено.
Из протокола судебного заседания от "Дата обезличена" следует, что судья обсудил заявленное Русским Е.А. ходатайство и определилв удовлетворении отказать и рассмотреть дело без его участия (л.д. "Номер обезличен").
Отказ в удовлетворении ходатайств нельзя признать нарушившим права Русского Е.А, поскольку по смыслу статьи 24.4 КоАП РФ судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). Выводы судьи об отказе в удовлетворении заявленного в ходе рассмотрения дела ходатайства мотивированы, являются правильными, и оснований не согласиться с ними не имеется.
При таких обстоятельствах, дело правомерно было рассмотрено судьей городского в отсутствие Русского Е.А, что согласуется с требованиями части 2 статьи 25.1 КоАП РФ.
Доказательства, содержащиеся в деле, явились достаточными для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств настоящего дела и установления вины Русского Е.А. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание судебного постановления незаконным и необоснованным, не установлено.
Порядок и срок давности привлечения Русского Е.А. к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Русского Е.А. оставить без изменения, жалобу Русского Е.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.