СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л,
судей Пунегова П.Ф. и Сусловой Н.А,
при секретаре Турковой К.Г.
рассмотрела в судебном заседании 15 января 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 31 октября 2017 года, которым
исковые требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара удовлетворены.
Обязана администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" принять меры по надлежащему содержанию Слободского кладбища, расположенного на "Адрес обезличен", Эжвинского района г. Сыктывкара в соответствии с требованиями пунктов 6.2, 6.3, 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", а именно: оборудовать систему хозяйственно-питьевого водоснабжения; оборудовать общественный туалет; оборудовать стоянку автотранспорта; установить урны для сбора мусора; площадку для мусоросборников с подъездом к ней.
Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф, объяснения представителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" Помариной Ю.А, прокурора Чешкуте Я.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении Слободского кладбища, расположенного на территории Эжвинского района г. Сыктывкара, приведении его в соответствие с требованиями пунктов 6.2, 6.3, 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", просил обязать ответчика оборудовать систему хозяйственно-питьевого водоснабжения, общественный туалет, стоянку автотранспорта, площадки для мусоросборников с подъездами к ним; установить урны для сбора мусора.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признал, представил письменные возражения.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Эжвинского районо МО ГО "Сыктывкар" не согласен с решением суда в части непредоставления реального срока для исполнения решения, полагая уместным исполнение в срок до "Дата обезличена".
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Установлено, что на территории Эжвинского района г. Сыктывкара находится Слободское кладбище, общей площадью... кв.м. расположенное по адресу: "Адрес обезличен", под кадастровым номером "Номер обезличен". Земельный участок для обслуживания кладбища находится в собственности МО ГО "Сыктывкар", о чем в ЕГРП сделана запись "Дата обезличена".
На территории Слободского кладбища отсутствует огражденная площадка для мусоросборника, отсутствует водоснабжение, общественный туалет выгребного типа, стоянка автотранспорта.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Постановлением администрации МО городского округа "Сыктывкар" от "Дата обезличена" N "Номер обезличен" утверждены Правила содержания мест погребения и Порядок деятельности общественных кладбищ на территории МО ГО "Сыктывкар". Пунктом "Номер обезличен" Правил предусмотрено, что содержание и благоустройство мест погребения на территории МО ГО "Сыктывкар" осуществляется уполномоченными лицами, в соответствии с условиями муниципальных контрактов на выполнение работ по содержанию и благоустройству мест захоронения, заключенных Управлением жилищно-коммунального хозяйства МО ГО "Сыктывкар" в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Содержание и благоустройство мест погребения на территории МО ГО "Сыктывкар" осуществляется за счет средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" (п. "Номер обезличен" Правил).
В силу положений п.п.... Устава муниципального образования городского округа "Сыктывкар" администрация Эжвинского района организует в пределах средств, предусмотренных в смете доходов и расходов Эжвинского района, оказание ритуальных услуг, обеспечивает содержание в надлежащем состоянии мест захоронения в Эжвинском районе.
Удовлетворяя требования прокурора в полном объеме, суд правомерно указал, что Слободское кладбище расположено в границах городского округа Сыктывкар и его содержание, в том числе и обеспечение соблюдения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар".
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, поскольку в соответствии с пунктом 23 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2013г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
В силу п. 1.1, 1.2, 1.3 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.
Пунктами 6.2, 6.3, 6.4, 6.6 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено, что для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и в крематориях необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости; для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды; при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о недостаточности бюджетного финансирования не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы граждан.
Судебная коллегия приходит к выводу о доказанности обстоятельств, являющихся основанием возложения на ответчика обязанности по выполнению требуемых истцом работ, однако полагает необходимым уточнить решение и на основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ предоставить ответчику срок для исполнения решения до 31.12.2018 года.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 31 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Уточнить указанное решение, предоставив ответчику срок для исполнения обязанности совершить определенные судом действия до 31.12.2018 года.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.