СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.
судей Захваткина И.В, Ушаковой Л.В,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2018 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района" на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 10 ноября 2017 года, по которому
исковые требования и.о. прокурора Койгородского района, предъявленного в защиту интересов Республики Коми, к Зараковскис В.П. удовлетворены частично.
Взысканы с Зараковскис В.П. в пользу бюджета Республики Коми 6733,06 руб. в возмещение неправомерно полученных социальных выплат.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Взыскана с Зараковскис В.П. в пользу бюджета МР "Койгородский" государственная пошлина в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, объяснения ответчицы Зараковскис В.П, третьего лица Зараковскис Я.З, судебная коллегия
установила:
и.о. прокурора Койгородского района обратился в суд с иском в защиту интересов Республики Коми к Зараковскис В.П. о взыскании полученных социальных выплат из средств бюджета Республики Коми в размере 199 083,20 рублей, указывая, что ответчицей были незаконно получены денежные средства на основании представленных недостоверных сведений.
В ходе рассмотрения дела представители ГБУ РК "ЦСЗН Койгородского района" исковые требования уточнили, просили взыскать с ответчика 182 834,83 руб.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ГБУ РК "ЦСЗН Койгородского района" со ссылкой на незаконность и необоснованность принятого решения.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие истца.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Из материалов дела следует, что семья Зараковскис В.П. с 01 декабря 2008 года состояла на персонифицированном учете получателей государственной социальной помощи, как семья, в установленном законом порядке признанная малоимущей на основании Закона РК "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" N 56-РЗ от 12.11.2004, а также с 01 ноября 2008 года состояла на персонифицированном учете получателей пособия на детей и доплаты к ежемесячному пособию на детей согласно Закону Республики Коми от 12.11.2004 N 57-РЗ "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей".
При каждом обращении Зараковскис В.П. (до 2011 года раз в три месяца, а после февраля 2011 года - раз в шесть месяцев) была предупреждена о том, что выплаты, представленные неправомерно вследствие предоставления ею документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на предоставление государственной услуги или на исчисление размера выплат взыскиваются в установленном законодательством порядке, о чем свидетельствует ее подпись в заявлении.
Приговором мирового судьи Койгородского судебного участка Республики Коми от 12 июля 2017 года Зараковскис В.П. признана виновной в совершении мошенничества при получении выплат, а именно в том, что путем обмана, скрывая от представителей органа социальной защиты Койгородского района факт трудоустройства своего супруга Зараковскиса Я.З, незаконно получала социальные выплаты, предусмотренные для семьи, признанной в установленном порядке малоимущей, в период с февраля 2009 года по 31.03.2017. Предъявленный в рамках уголовного дела гражданский иск передан для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
В ходе рассмотрения дела представители истца пояснили, что на основании представленных судом сведений о заработной плате Зараковскиса Я.З. за 2009-2016 годы был произведён расчет среднедушевого дохода семьи Зараковскис В.П. с учетом представленных сведений о доходах Зараковскиса Я.З. за период с 2009 по 2017 годы. При условии представления сведений о доходах с места работы Зараковскиса Я.З. на момент обращений с 2009 по 2017 годы, семья Зараковскис В.П. могла бы иметь право на признание семьи малоимущей за периоды с 01.03.2009 по 31.05.2009, с 01.06.2009 по 31.08.2009, с 01.09.2009 по 30.11.2009, с 01.12.2009 по 28.02.2010, с 01.03.2010 по 31.05.2010, с 01.09.2010 по 30.11.2010, с 01.12.2010 по 28.02.2011, с 01.03.2011 по 31.08.2011, с 01.09.2011 по 29.02.2012, с 01.07.2012 по 31.12.2012, с 01.02.2013 по 31.07.2013, с 01.08.2013 по 31.01.2014, с 01.02.2014 по 31.07.2014, с 01.08.2014 по 31.01.2015,, с 01.02.2015 по 31.07.2015, с 01.08.2015 по 31.01.2016, с 01.02.2016 по 31.07.2016, с 01.08.2016 по 31.01.2017, с 01.02.2017 по 31.07.2017. За указанные периоды семья Зараковскис В.П. получила государственную социальную помощь в размере 192 350,14 руб.
При условии представления сведений о доходах с места работы Зараковскиса Я.З. на момент обращений с 2009 по 2017 годы, семье Зараковскис В.П. было бы отказано в признании семьи малоимущей по причине превышения в расчетном периоде среднедушевого дохода семьи над соответствующей величиной прожиточного минимума, за следующие периоды с 01.06.2010 по 31.08.2010, с 01.03.2012 по 30.06.2012. За указанные периоды семья Зараковскис В.П. получила государственную социальную помощь в размере 6733,06 руб.
После истребования судом сведений о заработной плате Зараковскиса Я.З. и направления в их адрес истца было установлено, что в периоды с 01.12.2010 по 28.02.2011, с 01.02.2013 по 31.07.2013 Зараковскис Я.З. доходов не имел, и за указанные периоды семья ответчицы была признана малоимущей правомерно. За указанные периоды семья Зараковскис В.П. получила государственную социальную помощь в размере 16 248,37 руб.
Полагая, что сокрытием сведений о доходах члена семьи причинен ущерб бюджету Республики Коми, представители истца просили взыскать с ответчика окончательно 182 834,83 руб. (199 083,20 - 16 248,37), поскольку решения о назначении социальных выплат на указанную сумму отменены.
Руководствуясь нормами Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми", Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 281 и установив, что с учетом доходов Зараковскис Я.З. за периоды с 01.03.2009 по 31.05.2009, с 01.06.2009 по 31.08.2009, с 01.09.2009 по 30.11.2009, с 01.12.2009 по 28.02.2010, с 01.03.2010 по 31.05.2010, с 01.09.2010 по 30.11.2010, с 01.12.2010 по 28.02.2011, с 01.03.2011 по 31.08.2011, с 01.09.2011 по 29.02.2012, с 01.07.2012 по 31.12.2012, с 01.02.2013 по 31.07.2013, с 01.08.2013 по 31.01.2014, с 01.02.2014 по 31.07.2014, с 01.08.2014 по 31.01.2015,, с 01.02.2015 по 31.07.2015, с 01.08.2015 по 31.01.2016, с 01.02.2016 по 31.07.2016, с 01.08.2016 по 31.01.2017, с 01.02.2017 по 31.07.2017 семья Зараковскис В.П. не утрачивала статус малоимущей, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление ответчицей недостоверной информации о доходах супруга не имеет существенного значения для предоставления семье социальных выплат, в связи, с чем отсутствуют основания для взыскания с ответчика государственной социальной помощи за указанный выше период в размере 192 350,14 руб.
Вместе с тем, поскольку за периоды с 01.06.2010 по 31.08.2010, с 01.03.2012 по 30.06.2012 среднедушевой доход семьи Зараковскис В.П, с учетом дохода члена семьи Зараковскиса Я.З, превышал величину прожиточного минимума, суд признал подлежащими удовлетворению требования прокурора о взыскании с ответчика в пользу бюджета Республики Коми 6 733,06 руб. в возмещение неправомерно полученных социальных выплат.
Принимая во внимание, что действиями ответчицы ущерб бюджету Республики Коми причинен на сумму 6733,06 руб, которые взысканы судом, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда о частичном удовлетворении исковых требований, считая, что суд правильно определилобстоятельства, имеющие существенное значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и принял решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что супруг ответчицы в спорный период работал по нескольким трудовым книжкам, документально не подтверждены и не свидетельствуют о получении им дохода в размере, не позволяющем семье ответчицы получать социальные выплаты в спорный период. В судебном заседании установлено, что семья ответчицы с учетом доходов супруга не могла быть признана малоимущей только в периоды с 01.06.2010 по 31.08.2010, с 01.03.2012 по 30.06.2012, за которые неправомерно было получено 6733,06 руб.
В целом апелляционная жалоба ответчика сводится к изложению обстоятельств дела, установленных судом и анализу норм права, регулирующего порядок предоставления социальных выплат, однако не содержит обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сысольского районного суда Республики Коми от 10 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Центра по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Койгородского района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.