СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.
судей Пунегова П.Ф, Сусловой Н.А.
при секретаре Федюневе О.В.
рассмотрела в судебном заседании 18 января 2018 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Печорского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", которым в иске ФИО1 к ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" об отмене решения от "Дата обезличена" об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества отказано.
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Печорский городской суд с иском к ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" об отмене решения ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" от "Дата обезличена" об установлении с "Дата обезличена" платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого "Адрес обезличен" по... в "Адрес обезличен". В обоснование иска истец указал, что "Дата обезличена" ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" инициировало проведение общего собрания собственников "Адрес обезличен" по... в "Адрес обезличен" с повесткой об утверждении тарифа з содержание и ремонт общего имущества в размере... рублей за 1 кв.м, однако по неизвестным причинам инициатор общее собрание не провел, отказался содействовать собственникам в проведении заочной части общего собрания. В период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" инициировало и провело общее собрание собственников в очно-заочной форме, повестка дня - утверждение тарифа за содержание и ремонт общего имущества в размере... рублей за 1 кв.м, заведомо неприемлемое предложение по тарифу в размере... рублей за... кв.м. привело к заведомо определенному отрицательному решению собственников, по данному вопросу повестки дня. По мнению истца, поскольку общее собрание собственников многоквартирного жилого дома в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" приняло решение об отказе утверждения тарифа в размере, предложенном управляющей компанией... рублей за 1 кв.м, ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" должно было вести переговоры с собственниками жилого дома, либо начать процедуру расторжения договора управления многоквартирным жилым домом, однако, вместо этого, ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" в одностороннем порядке приняло решение об установлении размера за содержание и ремонт общего имущества в размере... кв.м, утвержденного решением Совета МР "Печора" от... "Номер обезличен" "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений и собственников помещений в многоквартирных домах на территории МР "Печора". Истец полагает, что у ответчика отсутствовало полномочие об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества в соответствии с решением Совета МР "Печора" от... "Номер обезличен", которое распространяется на собственников, которые не приняли решение об установлении размера платы, тогда как собственники "Адрес обезличен" по... "Адрес обезличен" приняли решение о непринятии предложения ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" в предложенном размере платы за содержание и ремонт.
В судебном заседании истец на иске настаивал.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального района "Печора".
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя третьего лица администрации муниципального района "Печора", извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной ФИО1 не согласен с решением суда и просит его отменить, указывая, что оно является незаконным.
Истец, представитель ответчика, представитель администрации муниципального района "Печора", извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явились.
Ответчиком представлены возражений на апелляционную жалобу. Препятствий для рассмотрения жалобы не установлено.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным толкованием норм материального права.
Из материалов дела следует, что истец является собственником "Адрес обезличен" по... в "Адрес обезличен".
Согласно лицензии "Номер обезличен" от "Дата обезличена", выданной Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Согласно протоколу общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного "Адрес обезличен" по... в "Адрес обезличен" в форме заочного голосования от "Дата обезличена" собственниками принято решение об избрании ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" управляющей компанией жилого "Адрес обезличен" по... в "Адрес обезличен" (л.д. 71-72).
На основании договора "Номер обезличен" управления многоквартирным домом от "Дата обезличена" ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" является управляющей организацией многоквартирного жилого "Адрес обезличен" по... в "Адрес обезличен". Согласно п. 5.2, 5.3 договора управления от "Дата обезличена" размер платы за содержание и ремонт общего имущества устанавливается со дня заключения договора в размере... копеек; размер платы за управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества по настоящему договору может изменяться не чаще одного раза в год пропорционально изменению соответствующих цен и иных показателей, влияющих на формирование стоимости услуги.
По инициативе ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" "Дата обезличена" собственниками жилых помещений многоквартирного жилого "Адрес обезличен" по... в "Адрес обезличен" проведено общее собрание в очно-заочной форме. Согласно итогам проведенного общего собрания предложенный ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" тариф на услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного "Адрес обезличен" размере 45,53 рублей с "Дата обезличена" не был утвержден. Решение собрания собственников многоквартирного "Адрес обезличен" по... в "Адрес обезличен", принятые на общем собрании собственников "Дата обезличена" - "Дата обезличена", не было оспорено, является действующим.
Решением ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" от "Дата обезличена" установлен с "Дата обезличена" размер платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 28,20 рублей с 1 кв.м. в соответствии с решением Совета муниципального района "Печора" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений и собственников помещений в многоквартирных домах на территории муниципального района "Печора" в связи с непринятием собственниками дома на общем собрании, проведенном "Дата обезличена", решения об утверждении тарифа на услуг по содержанию и ремонту общего имущества, предложенного управляющей организацией (л.д. 64).
Истец с указанным решением ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" от "Дата обезличена" не согласен и обратился в суд с требованием о его отмене.
Разрешая спор, суд исходил из следующего.
На основании ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
На основании части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ и пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается согласно ч. 4 ст. 158 ЖК Российской Федерации органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Размер платы за услугу по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома является существенным условием договора, изменению в одностороннем порядке не подлежит.
Анализируя вышеприведенные нормы материального права, суд пришел к ошибочному выводу о том, что, применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела, если такое решение собственниками принято не было, то размер платы устанавливается согласно ч.4 ст.158 жилищного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Установление требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах относится к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений (п. 2 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации). К таким требованиям относятся Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации). В п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, в частности, указывается на необходимость соответствия общего имущества в многоквартирном доме требованиям законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании и защите прав потребителей.
Как следует из материалов дела, в многоквартирном "Адрес обезличен" по... в "Адрес обезличен" "Дата обезличена" создано ТСН... ". Согласно решения общего собрания собственников ТСН оставлен действующий способ управления многоквартирным домом до специального решения общего собрания - управление Управляющей организацией "ТЭК "Адрес обезличен"".
Расходы собственников помещений в многоквартирном доме в силу положений ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации включают в себя расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Порядок определения размера указанных обязательных платежей устанавливается в зависимости от избранного способа управления многоквартирным домом, но в любом случае, законом (п. 4 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации) это отнесено к компетенции общего собрания собственников жилых помещений или членов товарищества собственников жилья или иного специализированного жилищного кооператива, т.е. к компетенции органов управления.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает случаи установления органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме. Эти случаи являются исключением из общего законодательного подхода, устанавливающего регулирование ценообразования в жилищной сфере посредством законодательного закрепления за собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по принятию решения о выборе формы управления и установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 161, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В частности, в соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) наделены полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В пункте 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определен случай, когда собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Тогда органы местного самоуправления, не имея оснований для проведения открытого конкурса по выбору управляющей организации, на основании части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в таком многоквартирном доме.
С учетом изложенного органы местного самоуправления не могут реализовывать положения ч. 4 комментируемой статьи при способе управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Из сравнительного анализа и системного толкования положений Жилищного кодекса РФ следует, что положения ч. 4 комментируемой статьи могут применяться только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме. Данный вывод основан также на требованиях п. п. 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491.
По изложенным основаниям судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме не реализовали предусмотренное законом право на установление порядка оплаты работ и услуг за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома на общем собрании, проведенном в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", поэтому изменение тарифа оплаты за содержание и ремонт жилья произведено ответчиком правомерно на основании решения Совета муниципального района "Печора" от "Дата обезличена" "Номер обезличен".
При таких обстоятельствах решение суда о правомерном установлении ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" с "Дата обезличена" размера платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 28,20 рублей с 1 кв.м. в соответствии с решением Совета муниципального района "Печора" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения по делу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 26 октября 2017 года отменить, вынести новое решение, которым иск ФИО1 к ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" об отмене решения от "Дата обезличена" об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества удовлетворить.
Решение ООО "ТЭК "Адрес обезличен"" от "Дата обезличена" об установлении с "Дата обезличена" размера платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 28,20 рублей с 1 кв.м. в соответствии с решением Совета муниципального района "Печора" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений и собственников помещений в многоквартирных домах на территории муниципального района "Печора" признать незаконным.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.