СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.
судей Перминовой Н.А. и Слободянюк Т.А.
при секретаре Тырышкиной Н.Н,
рассмотрела в судебном заседании "Дата обезличена" дело по апелляционной жалобе М. на решение Интинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", по которому
в удовлетворении исковых требования М. к АО "Коми энергосбытовая компания", ПАО "МРСК Северо-Запада" филиал ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" ПО "Воркутинские электрические сети" о перерасчете размера платы за коммунальные услуги по электропотреблению, обязании подключить электроэнергию, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов отказано.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М, оспаривая размер выставленной ему АО "Коми энергосбытовая компания" задолженности в размере 4 376,88 рублей, исчисленной по нормативу в связи с истечением срока поверки электросчетчика, а также действия ответчика по отключению жилого помещения от подачи электроэнергии, обратился в суд с требованиями о возложении на АО "Коми энергосбытовая компания" обязанности произвести перерасчет платы за потребление электроэнергии за период с ноября 2016 г. по апрель 2017 г, подключении электроэнергии по адресу "Адрес обезличен", взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, судебных расходов - 3 000 рублей.
Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика ПАО "МРСК Северо-Запада" филиал ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" ПО "Воркутинские электрические сети" и постановилприведенное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит М.
ПАО "МРСК Северо-Запада" филиал ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" ПО "Воркутинские электрические сети" и АО "Коми энергосбытовая компания" поданы возражения на апелляционную жалобу М.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, ходатайствовали о проведении судебного заседания в свое отсутствие и отсутствие своих представителей.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Как установилсуд, и подтверждается материалами дела, с "Дата обезличена" М. является собственником жилого помещения по адресу "Адрес обезличен".
Гарантирующим поставщиком электрической энергии в г.Инте и исполнителем данной услуги является АО "Комиэнергосбытовая компания", открывшая на имя М. лицевой счет "Номер обезличен" для внесения платежей за потребленную в указанном выше жилом помещении электроэнергию.
Квитанцией "Номер обезличен" за сентябрь 2016 г. М. был уведомлен об истечении срока поверки прибора учета и о намерении АО "Комиэнергосбытовая компания" с ноября 2016 г. рассчитывать потребленную собственником "Адрес обезличен" электроэнергию по нормативу потребления коммунальной услуги.
Актом ПАО "МРСК Северо-Запада" филиал ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" ПО "Воркутинские электрические сети" от "Дата обезличена" установлена непригодность для дальнейшего использования электросчетчика 1989 года выпуска, с датой поверки 1994 год, в связи с истечением в 2010 году межповерочного интервала равного 16-ти годам; рекомендовано установить электросчетчик класса точности 2 или выше.
Согласно акту приемки приборов учета АО "Комиэнергосбытовая компания" от "Дата обезличена" по адресу: "Адрес обезличен" был установлен и допущен к эксплуатации новый прибор электроучета.
Из детализированного расчета по лицевому счету "Номер обезличен" за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" следует, что оплата за потребленную электроэнергию за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" произведена М. не в полном объеме, что повлекло образование задолженности в размере 4 764,28 рублей, о чем истец был уведомлен АО "Комиэнергосбытовая компания" в квитанции "Номер обезличен" за май 2017 г.
Неисполнение М. требований о погашении задолженности явилось основанием для приостановления контролерами Компании подачи электроэнергии в жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен"
Установив приведенные обстоятельства и отказывая в удовлетворении требований М. по настоящему делу, суд исходил из неисполненной истцом, как собственником жилого помещения, законной обязанности по своевременной установке нового прибора электроучета, повлекшей начисление ответчиком платы за потребленную электроэнергию в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по нормативу потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента.
Учитывая наличие у истца непогашенной задолженности по оплате коммунальной услуги и соблюдение АО "Комиэнергосбытовая компания" предусмотренного законодательством порядка уведомления о планируемом приостановлении коммунальной услуги, суд расценил действия ответчика по приостановлению предоставления М. коммунальной услуги по электроснабжению при наличии к тому оснований правомерными.
Судебная коллегия находит данные выводы суда по своему существу верными.
Доводы апелляционной жалобы М. отмены решения суда не влекут.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации на абонента - потребителя электроэнергии возлагается обязанность соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации на абонента по договору энергоснабжения возлагается обязанность по обеспечению учета потребляемой им электроэнергии.
Количество поданной абоненту и использованной им электроэнергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении ( пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации). Необходимым условием осуществления учета потребляемой электроэнергии является наличие прибора учета (электросчетчика), соответствующего установленным техническим требованиям.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации ( статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми регулируются, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Подпунктом "г" пункта 34 вышеуказанных Правил установлено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Согласно абзаца второго пункта 42 Правил, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев (если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то, начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
По истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг ( пункт 60 Правил ).
Таким образом в отсутствие доказательств потребления электроэнергии с её учетом по исправному счетчику по адресу "Адрес обезличен" за период с ноября 2016 г. по апрель 2017 г. показания потребления электроэнергии по установленному прибору не могли быть признаны ответчиком расчетными.
Плата за предоставленную М. коммунальную услугу по поставке электроэнергии в размере, определенном согласно абзацам 2 и 3 пункта 42 Правил N 354, начислена ответчиком правомерно, и оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету спорной задолженности у суда первой инстанции не имелось.
С учетом приведенного вывода доводы М. о незаконности действий ответчика по приостановлению подачи электроэнергии в квартиру по адресу "Адрес обезличен" обоснованно были отклонены судом.
Согласно абзацу третьему пункта 114 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 117 Правил установлено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в разделе XI Правил.
В соответствии с пунктом 119 Правил, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" данного пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Как следует из дела, данный порядок ответчиком был соблюден.
Основания для приостановления подачи электроэнергии в квартиру по адресу "Адрес обезличен" по состоянию на "Дата обезличена" установлены.
Ссылка истца на положения статей 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации в данной части иска ошибочна.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации. Частью 1 статьи 157 названного кодекса закреплено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Утверждая Правила и устанавливая в разделе XI этих правил основания и порядок приостановления ограничения предоставления коммунальных услуг, Правительство Российской Федерации действовало в пределах полномочий, предоставленных ему в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве общих положений необходимость исполнения обязательств надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации своевременное и полное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью граждан.
Пункт 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует последствия неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства его сторонами и закрепляет право стороны, на которой лежит встречное исполнение, приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
Таким образом, федеральный законодатель в качестве последствия неисполнения или частичного исполнения, являющегося условием исполнения встречного обязательства, предусмотрел право кредитора, на котором лежит встречное исполнение, прибегнуть к мерам оперативного воздействия, содействующим исполнению обязательств должником по договору и предотвращению возможных для кредитора отрицательных последствий.
Таким образом, как верно определилсуд, при разрешении настоящего дела подлежали применению положения абзаца третьего пункта 114, подпункта "а" пункта 117, пункта 119 Правил как часть специального законодательства, имеющего приоритет в сфере регулирования отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг.
Федерального закона или иного акта, имеющих большую юридическую силу и устанавливающих иной порядок действий исполнителя и способы извещения потребителя о приостановлении или ограничении предоставления коммунальной услуги, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают законность абзаца третьего пункта 114, подпункта "а" пункта 117, пункта 119 Правил и не могут служить основанием к отмене принятого судом решения.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения,
руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Интинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.