СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.
судей Захваткина И.В, Ушаковой Л.В,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2018 года дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2017 года, по которому
признаны денежные средства в размере 1494,88 руб, находящиеся на счете "Номер обезличен" в ПАО Сбербанк России, открытом на имя Огородникова Л.И, умершего "Дата обезличена", выморочным имуществом.
Взыскана с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" сумма излишне выплаченной ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 264,81 руб, путем обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете "Номер обезличен" в ПАО Сбербанк России, открытом на имя Огородникова Л.И, умершего "Дата обезличена".
Исковые требования Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" к Огородниковой А.Л. о взыскании денежных средств оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, судебная коллегия
установила:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" к наследственному имуществу умершего Огородникова Л.И. о взыскании излишне уплаченной суммы мер социальной поддержки 1264,81 руб.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Огородникова А.Л, Огородникова Е.А, Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в РК (далее - ТУ Росимущества в РК), в качестве третьего лица - ПАО "Сбербанк России".
Производство по делу в отношении Огородниковой Е.А. прекращено.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ТУ Росимущества в РК со ссылкой на незаконность и необоснованность принятого решения.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Огородников Л.И, "Дата обезличена" года рождения, был зарегистрирован в ГБУ РК "ЦСЗН г.Сыктывкара" как получатель мер социальной поддержки по категории "Ветеран труда".
Огородникову Л.И. производились следующие выплаты: республиканская ежемесячная денежная выплата по категории "Ветеран труда", ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории "Ветеран труда". Выплаты производились перечислением на счет Огородникова Л.И, открытый в ПАО "Сбербанк России" "Номер обезличен".
Огородников Л.И. умер "Дата обезличена".
Информация о смерти Огородникова Л.И. поступила в ГБУ РК ЦСЗН г. Сыктывкара" в июне 2016 года, на счет Огородникова Л.И. истцом перечислена ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в мае 2016 года, возникшая переплата составила 1 264,81 руб. за счет средств республиканского бюджета.
Наследников после смерти Огородникова Л.И. не имеется.
Из ответа ПАО "Сбербанк России" следует, что на счете "Номер обезличен" в ПАО Сбербанк России, открытом на имя Огородникова Л.И, имеется сумма в размере 1 494,88 руб.
Установив, что сведения о наследниках по закону либо по завещанию, принявших наследство Огородникова Л.И, отсутствуют, суд пришел к выводу о том, что имущество, оставшееся после его смерти, является выморочным, в силу закона переходит в собственность государства, а потому Российская Федерация, как наследник выморочного движимого имущества должна отвечать по долгам наследодателя.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с обоснованностью и законностью принятого судебного решения, основанного на правильной оценке доказательств, соответствующих требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о том, что Территориальное управление не является органом, принимающим денежные средства, перешедшие в порядке наследования к государству, в установленном порядке спорное выморочное имущество в собственность Российской Федерации не было передано, не могут повлечь отмены решения суда, так как основаны на ошибочном толковании закона.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным.
В силу пункта 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
При этом, как верно указал суд первой инстанции в решении, для принятия выморочного имущества не требуется волеизъявление государства, а возникновение права собственности на такое имущество не связано с получением Российской Федерацией свидетельства о праве на наследство; выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, поэтому неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориальных органов от исполнения возложенных обязанностей по принятию выморочного имущества и от исполнения возникших в связи с этим обязанностей (например, по выплате долгов наследодателя).
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав выморочного имущества может входить любое имущество, принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства, наследование которого допускается (вещи, включая деньги и ценные бумаги), имущественные права и обязанности.
Таким образом, при отсутствии у умершего Огородникова Л.И. наследников по закону и по завещанию принадлежавшие ему денежные средства, находящиеся на счете в ПАО Сбербанк России, являются выморочным имуществом, переходящим в порядке наследования в собственность Российской Федерации, обязанность по принятию которого возложена на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, и именно Росимущество в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми является надлежащим ответчиком по данному делу независимо от факта надлежащего оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ТУ Росимущества в РК - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.