СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н,
судей Перминовой Н.А. и Слободянюк Т.А,
при секретаре Тырышкиной Н.Н,
с участием прокурора Юдина А.В,
рассмотрев в судебном заседании 29 января 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации МОГО "Ухта" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", которым
в удовлетворении исковых требований администрации МО ГО "Ухта" к К, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей КВ, З, об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образованием, выселении из жилого помещения отказано.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н, заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
администрация МО ГО "Ухта" обратилась в суд с иском к К, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей КВ, З, об изъятии у КВ - собственника жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", путём выкупа жилого помещения, прекращении её права собственности на данное жилое помещение, признании права собственности за МОГО "Ухта", выселении К, КВ, З
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит в апелляционной жалобе администрация МО ГО "Ухта", ссылаясь на неполное установление судом имеющих для правильного разрешения спора обстоятельств.
Прокуратурой г.Ухты поданы возражения на апелляционную жалобу администрации МО ГО "Ухта".
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив законность решения суда, материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как установилсуд, и следует из материалов дела, с "Дата обезличена" КВ является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен".
В данном жилом помещении помимо собственника также зарегистрированы и проживают К, З,...
Заключением уполномоченной администрацией МО ГО "Ухта" межведомственной комиссии от "Дата обезличена" "Номер обезличен" многоквартирный жилой "Адрес обезличен" Республики Коми признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации МОГО "Ухта" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" "Об утверждении муниципальной программы "Переселение граждан, проживающих на территории МОГО "Ухта", из аварийного жилищного фонда на 2013-2017гг ", указанный многоквартирный жилой дом включен в программу переселения.
Постановлением Правительства Республики Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" на 2013-2017 годы", куда был включен многоквартирный жилой дом по адресу: "Адрес обезличен".
Уведомлением МУ "УЖКХ" администрации МО ГО "Ухта" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" КВ предложено снести аварийный жилой дом "Номер обезличен" за счет собственных средств в срок до "Дата обезличена", уведомлением от "Дата обезличена" срок сноса дом продлен до "Дата обезличена",
Данные уведомления законным представителем собственника КВ - К получены не было, возвращены в адрес отправителя с пометкой почтовой службы "за истечением срока хранения".
Постановлением руководителя администрации МО ГО "Ухта" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" принято решение об изъятии земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "Адрес обезличен".
Постановление руководителя администрации МОГО "Ухта" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости "Дата обезличена", направлено в адрес К "Дата обезличена", однако получено ею не было и возвращено отправителю.
"Дата обезличена" администрацией МО ГО "Ухта" подготовлен проект соглашения о выкупе жилого помещения за цену, определенную оценщиком ИП Щ по состоянию на "Дата обезличена", в размере 1 485 000 рублей, от подписания которого К отказалась (заявление от "Дата обезличена"), что явилось основанием для подачи иска в суд.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Таким образом, в силу приведенных выше положений действующего законодательства собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав в случае включения дома в региональную адресную программу.
Суд при принятии решения правильно применил нормы статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований администрации МОГО "Ухта" об изъятии у собственника жилого помещения с уплатой выкупной цены, прекращении права собственности на спорное жилое помещение, передаче жилого помещения в собственность муниципального образования и выселении К, З, КВ из указанного жилого помещения не имеется.
Как верно установилсуд, после принятия решения о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу в рамках исполнения программы переселения К, как законному представителю несовершеннолетней КВ, жилое помещение взамен аварийного не предлагалось, то есть право выбора способа защиты жилищных прав ответчиков было нарушено.
Доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО "Ухта" об обратном основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года (утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009), решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Процедура выкупа аварийного жилого помещения у К ( КВ) администрацией МО ГО "Ухта" была нарушена: не соблюдена разумность срока (после его продления) по исполнению собственником требований администрации о сносе жилья ( "Дата обезличена") относительно срока направления уведомления о переносе срока ( "Дата обезличена"), а также неполучение ответчиками уведомления о переносе срока сноса дома; решение об изъятии жилого дома и земельного участка под ним принималось администрацией МОГО "Ухта" на безальтернативной для собственника аварийного жилого дома основе - без предоставления ей (её законному представителю) права самостоятельного определения судьбы своего имущества в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (жилое помещение взамен аварийного ответчикам в порядке переселения не предлагалось).
Кроме того, истцом при обращении в суд с иском об изъятии жилого помещения были нарушены трехмесячный срок, установленный в части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку иск администрацией МОГО "Ухта" предъявлен "Дата обезличена", а проект соглашения о выкупе получен ответчиком "Дата обезличена"
В связи с изложенным судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в иске, поскольку выкуп жилого помещения возможен при отказе собственника непригодного для проживания жилого помещения от предоставления иного жилья и соблюдении органом местного самоуправления необходимой процедуры.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно установилюридически значимые обстоятельства, которые подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, получившими в решении правовую оценку, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, а апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МОГО "Ухта" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.