СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
В составе председательствующего Ус Е.А,
судей Архаровой Л.В, Харманюк Н.В,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрела в судебном заседании 5 февраля 2018 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2017 года, которым возложена обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми назначить Клименченко И. Н. досрочную страховую пенсию по пп.11 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 24 октября 2016 года и выплатить недоплату пенсии с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" включительно с учетом индексации в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Взысканы с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми в пользу Клименченко И. Н. судебные расходы на представителя 7000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей, всего взыскано 7300 (семь тысяч триста) рублей.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Клименченко И.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о назначении досрочной страховой пенсии по пп.11 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 24 октября 2016 года, выплате недоплаты пенсии с учетом индексации на индексы потребительских цен по Республике Коми; взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 16 000 рублей, госпошлины в размере 300 руб. В обоснование иска, указав, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, получил отказ, со ссылкой на отсутствие требуемого страхового стажа и стажа работы в РКС, которое полагает незаконным, поскольку пенсионный орган необоснованно исключил из специального стажа и стажа работы в РКС периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", обучения в военизированной горноспасательной команде (ВГК) с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", прохождение медкомисии "Дата обезличена", "Дата обезличена" гг, а также период службы в армии с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" гг.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в рассмотрении дела не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, направил представителя. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца поддержала иск по его доводам.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд, рассмотрев дело в отсутствие сторон, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми не согласно с решением суда в части включения периода службы в армии по призыву в специальный стаж дающий право на страховую пенсию по старости по п.11 части 1 ст. 30 Федерального Закона N 400-ФЗ. Считает, что спорные период службы в Советской Армии не может быть включен в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии, поскольку действующее законодательство не предусматривает включение указанных периодов в специальный стаж. Удовлетворяя исковые требования, суд не учел, что Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" применяется в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации с учетом Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение". Между тем, включение в специальный стаж периода службы в Советской Армии не предусмотрено нормами постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Клименченко И.Н. 24 октября 2016 г. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о назначении досрочной страховой пенсии по пп.11 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Решением пенсионного органа от 11.04.2017 г. в назначении пенсии истцу отказано по причине отсутствия требуемого страхового стажа и стажа в РКС по пп.1 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Указанным решением общий трудовой стаж истца определен в льготном исчислении... л.... м.... дн, стаж в РКС... л.... м.... дн, стаж по Списку N1... л.... м.... дн. Дополнением к решению от 05.07.2017 пенсионный орган определилстраховой стаж истца в льготном исчислении... л.... м.... дн, стаж в РКС... л.... м.... дн, стаж по Списку N1... г.... м.... дн. Из специального стажа и стажа работы в РКС истца исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", обучения в военизированной горноспасательной команде (ВГК) с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", прохождение медкомисии "Дата обезличена", "Дата обезличена" гг, а также период службы в армии с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" гг.
В силу пп.11 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно п.2 указанной выше статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ 16.07.2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", вступившее в силу с 1 января 2015г, пунктом 3 которого предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Подпунктом "е" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при досрочном назначении пенсии работникам, указанным в подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г, применяется список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481.
Списком работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 N 481, предусмотрена профессия "горнорабочий подземный".
Судом установлено, что период военной службы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" не учтён ответчиком в специальный стаж истца. С "Дата обезличена" согласно записям в трудовой книжке, истец принят на шахту "... " учеником горнорабочего подземного с полным рабочим днем под землей, с "Дата обезличена" переведен горнорабочим подземным с полным рабочим днем под землей.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд, руководствуясь вышеприведенным законодательством, пришел к верному выводу о необходимости включения в специальный стаж истца периода прохождения им военной службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", установив, что период службы в армии относится к периодам деятельности истца до 01.01.1992 и после службы в рядах Советской Армии, истец работал по специальности "горнорабочий подземный", дающей ему право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, в силу действовавшего в спорный период п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 N 590 "Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Доводы апелляционной жалобы ответчика о неправомерном применении судом к возникшим правоотношениям положений п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.
Так, частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости к лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно подпункту "а" пункта 3 названного постановления Правительства Российской Федерации по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных, в том числе, в абзаце третьем подпункта "а" данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
На момент призыва истца на службу в армию действовало постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", пунктом 109 которого было определено, что в общий стаж работы засчитывались, в том числе, и служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").
Абзацем 14 пункта 109 названного Положения было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16), период службы в составе Вооруженных Сил СССР, указанный в подпункте "к", приравнивается по выбору обратившегося либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды прохождения службы по призыву могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" фактически утратило силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 1992 г, который не предусматривал включение в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода прохождения службы в армии по призыву.
Между тем, статья 133.1 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в спорные периоды и утратившего силу с 1 января 2002 г, предусматривала, что время выполняемых до 1 января 1992 г. подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 г. право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 настоящего закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в названном постановлении, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и приобретенных прав.
В абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Из приведенного выше правового регулирования, а также позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации следует, что федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, которое не подлежит отмене по указанным доводам жалобы пенсионного органа.
Решение суда подробно мотивировано, принято с учетом всех обстоятельств по делу и требований закона, подлежащего применению. Оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.