Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Шороховой Е. И. на постановление главного государственного ветеринарного инспектора Республики Карелия от 14 сентября 2017 г. и решение судьи Лоухского районного суда Республики Карелия от 23 октября
2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Шороховой Е. И,
установил:
постановлением главного государственного ветеринарного инспектора Республики Карелия от 14 сентября 2017 г, оставленным без изменения решением судьи Лоухского районного суда РК от 23 октября 2017 г, индивидуальный предприниматель Шорохова Е.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Ссылаясь в поданной в вышестоящий суд жалобе на незаконность привлечения к административной ответственности, Шорохова Е.И. просит отменить постановление должностного лица, мотивируя свои доводы наличием в акте ветеринарно-санитарного обследования, на выводах которого основано требование об устранении выявленных нарушений, указания о соответствии убойного пункта установленным требованиям и несоблюдением административным органом в ходе производства по настоящему делу подлежащих применению положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Заслушав объяснения защитника Шорохова Е.А, поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Частью 8 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, ветеринарных правил.
Как следует из материалов настоящего дела, 07 февраля 2017 г. ветеринарным врачом Лоухского ветеринарного пункта было проведено ветеринарно-санитарное обследование убойного пункта средней и малой мощности по адресу: (... ), принадлежащего индивидуальному предпринимателю Шороховой Е.И, по результатам которого составлен акт о соответствии обследуемого объекта требованиям Правил в области ветеринарии при убое животных и первичной переработке мяса и иных продуктов убоя непромышленного изготовления на убойных пунктах средней и малой мощности, утвержденных приказом Минсельхоза России от 12.03.2014 N72 (далее - Правила).
Также установлено, что при изучении должностным лицом отдела регионального государственного ветеринарного надзора Управления ветеринарии Республики Карелия направленного ГБУЗ "Республиканская станция по борьбе с болезнями животных" 24 марта 2017 г. упомянутого выше акта был выявлен факт нарушения в процессе деятельности индивидуального предпринимателя ветеринарного законодательства, в связи с чем 10 мая 2017 г. вынесено требование N1 об устранении таких нарушений.
В соответствии с данным требованием Шороховой Е.И. предписано в срок до 14 июля 2017 г. оборудовать на убойном пункте отдельные вход и выход для поступления животных на бойню и выхода продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции (п.5 Правил), обеспечить бесперебойную (постоянную) подачу горячей и холодной воды в производственные помещения убойного пункта (п.17 Правил), сообщив в надзорный орган в письменной форме об устранении нарушений и выполнении требования в течение 10 дней после истечения указанного срока и представив копию акта повторного ветеринарно-санитарного обследования убойного пункта, проведенного специалистами Лоухского ветеринарного пункта ГБУЗ "Республиканская станция по борьбе с болезнями животных".
Поскольку по состоянию на 25 июля 2017 г. доказательства выполнения требования от 10 мая 2017 г. представлены не были, должностным лицом Управления ветеринарии Республики Карелия 31 августа 2017 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.19.5 КоАП РФ, и 14 сентября 2017 г. индивидуальный предприниматель привлечена к административной ответственности.
При пересмотре постановления должностного лица судья пришел к выводу о законности и обоснованности данного постановления.
Вместе с тем субъектами административной юрисдикции в ходе производства по делу не были учтены следующие значимые для соблюдения установленного законодательством порядка привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности обстоятельства.
Согласно требованиям ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делу об административно правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст.ст.26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон).
Статьей 2 Закона предусмотрено, что проверка представляет собой совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Исходя из ч.1 ст.9, ч.1 ст.10 Закона, предметом плановой и внеплановой проверок является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом внеплановой проверки является также выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В силу п.1 ч.1 ст.17 Закона в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно п.3 ст.8 Закона РФ от 14.05.1993 N4979-1 "О ветеринарии" к отношениям, связанным с осуществлением государственного ветеринарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В п.5 Положения о региональном государственном ветеринарном надзоре на территории Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 27.11.2012 N355-П, принятого в соответствии с п.3 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", установлено, что государственный ветеринарный надзор осуществляется в форме проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку согласно заложенной законодателем в ч.8 ст.19.5 КоАП РФ диспозиции административная ответственность наступает в случае невыполнения в установленный срок законных требований уполномоченных лиц об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, ветеринарных правил, вопрос о законности указанных требований, невыполнение которых вменяется лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит обязательному исследованию в рамках рассмотрения дела.
С учетом анализа приведенных правовых норм, регулирующих сферу осуществления государственного ветеринарного надзора, и установленных по данному делу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии в материалах настоящего дела сведений о проведении в отношении индивидуального предпринимателя проверки в предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке, а также выдаче должностным лицом требования об устранении нарушений законодательства на основании лишь изучения представленного акта ветеринарно-санитарного обследования убойного пункта без проведения регламентированных этим Законом проверочных процедур, указанное требование законным признать нельзя.
Поскольку выводы субъектов административной юрисдикции о наличии в данном случае состава вменяемого индивидуальному предпринимателю противоправного деяния обоснованными признать нельзя, что в силу требований п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, постановление должностного лица и решение судьи на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях лица состава правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление главного государственного ветеринарного инспектора Республики Карелия от 14 сентября 2017 г. и решение судьи Лоухского районного суда Республики Карелия от 23 октября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Шороховой Е. И. отменить, производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.
Судья Н.А. Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.