Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Рубацкого И. Н. на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 17.04.2017, решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 22.11.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Рубацкого И. Н.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 17.04.2017, оставленным без изменения решением судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 22.11.2017, ИП Рубацкий И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи Рубацкий И.Н. не согласен, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью, либо изменить назначенное административное наказание на предупреждение на основании ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ. Просит принять во внимание, что вред земельному участку не причинен, все выявленные нарушения не создали существенной угрозы и незамедлительно устранены по предписанию административного органа. Ранее заявитель не привлекался к административной ответственности. Указанные доводы заявлялись при судебном пересмотре постановления, но не получили оценки в обжалуемом решении.
Заслушав защитника (... ) дополнившего доводы жалобы и полагавшего необходимым прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 50000 до 100000 руб.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Основанием привлечения ИП Рубацкого И.Н. к административной ответственности послужили выявленные 15.02.2017 в ходе рейдового осмотра и последующей внеплановой выездной проверки в урочище (... ) Великогубского сельского поселения, в кадастровом квартале (... ) Медвежьегорского кадастрового района, на землях бывшего АОЗТ (... ) те обстоятельства, что ИП Рубацкий И.Н. в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 и ч. 1 ст. 78 ЗК РФ осуществил захламление плодородного слоя почвы земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым N, входящего в состав земельного участка (... ), лесоматериалами на площади (... ) Согласование собственника земельного участка, проект его рекультивации у Рубацкого И.Н. отсутствуют.
Судья при пересмотре постановления полагал о наличии в действиях ИП Рубацкого И.Н. состава административного правонарушения по тем мотивам, что он использует земли сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению.
С изложенным выводом согласиться нельзя.
Использование земельного участка не по целевому назначению подлежит квалификации по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и не охватывается диспозицией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. В связи с этим данные обстоятельства не имеют существенного значения для разрешения вопроса о наличии в действиях Рубацкого И.Н. состава вмененного ему правонарушения.
В силу ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п.п. 1-3 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
По смыслу приведенных норм, диспозиции ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и с учетом позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2524-О, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является лицо, владеющее земельным участком на законном основании. Лицо, не имеющее прав на земельный участок, не обладает правомочиями по осуществлению каких-либо мероприятий в отношении его почвенного слоя. В зависимости от обстоятельств дела использование таким лицом чужого земельного участка может квалифицироваться по ст. 7.1 КоАП РФ.
Сведения о правах Рубацкого И.Н. на указанный в постановлении земельный участок в ЕГРН отсутствуют. Иных доказательств, подтверждающих наличие у Рубацкого И.Н. прав на земельный участок, в деле также не имеется. Рубацкий И.Н. и его защитник заявляют об отсутствии таких прав.
Учитывая изложенное, вмененные Рубацкому И.Н. обжалуемым постановлением действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Соответственно, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 17.04.2017, решение судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 22.11.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Рубацкого И. Н. отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
С.В. Щепалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.