Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Чаднова О.В,
судей Венина А.Н. и Ерютина К.И,
при секретаре Выстровой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 1 февраля 2018 года административное дело по апелляционному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Гулягина Ю.А. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 августа 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, начальнику отдела организации рыболовства Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кошкаревой Л.А. и руководителю Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Христенко А.В. о признании незаконным действия, выраженного в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N, бездействия, выраженного в невнесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N, соответствующих требованиям закона, возложении обязанности внести изменения в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N отказать.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя заместителя Генерального прокурора РФ Гулягина Ю.А. - старшего прокурора отела прокуратуры Камчатского края Соловьевой О.И, поддержавшей доводы представления, возражения на представление представителя СВТУ Росрыболовства и руководителя СВТУ Росрыболовства Христенко А.В. - Кравченко М.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился с иском в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, начальнику отдела организации рыболовства Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кошкаревой Л.А. и руководителю Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Христенко А.В. о признании незаконным действия, выраженного в выдаче разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N, бездействия, выраженного в невнесении изменений в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N, соответствующих требованиям закона, возложении обязанности внести изменения в разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N. В обоснование требований указал, что 31 декабря 2016 года Северо-Восточным территориальным управлением Росрыболовства (далее СВТУ Росрыболовства) ООО " "данные изъяты"" выдано разрешение N на добычу (вылов) водных биологических ресурсов при осуществлении промышленного рыболовства в Петропавловско-Командорской подзоне. Согласно разрешению ООО " "данные изъяты"" разрешена добыча (вылов) 70,554 тонн минтая посредством рыболовного судна " "данные изъяты"" с использованием трала разноглубинного (траловым способом лова) в период с 1 января 2017 года по 31декабря2017года в Петропавловско-Командорской подзоне (6102.2). Приведенный в разрешении срок добычи (вылова) водных биоресурсов включает период, запретный для промысла минтая, что, по мнению административного истца, дает право соответствующему рыболовному судну осуществлять специализированный промысел минтая в запретные сроки. Кроме того, в нарушение п.п. "и" п. 15 Правил оформления разрешений в разрешении не указан конкретный тип рыболовного судна " "данные изъяты"", тогда как тип судна - это одна из характеристик, позволяющих идентифицировать рыболовное судно, оценить правомерность осуществления промысла. Таким образом, спорное разрешение не соответствует предусмотренным действующим законодательством требованиям в части включения в него запретных для специализированного промысла минтая сроков и неуказания сведений о типе судна, которому предоставлено право добычи (вылова) водных биоресурсов. Невыполнение установленных действующим законодательством ограничений рыболовства свидетельствует о нарушении конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 10апреля2017года, принесенный руководителю СВТУ Росрыболовства на разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов от N, был отклонен, и до настоящего времени необходимые изменения в спорное разрешение внесены не были. Выдача разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов со сроками, включающими установленный законодательством запретный период на специализированный промысел минтая, без указания типа судна, на которое выдано данное разрешение, равно как и бездействие административных ответчиков, выразившееся в невнесении соответствующих изменений, являются незаконными. Просил суд обязать СВТУ Росрыболовства внести в разрешение изменения, исключив в графе "сроки добычи (вылова) водных биоресурсов" запретные для специализированного промысла минтая периоды, в строке "тип судна" указать тип рыболовного судна " "данные изъяты"".
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации в судебном заседании участия не принимал, представителя в суд не направил.
В судебном заседании представитель административных ответчиков СВТУ Росрыболовства и руководителя СВТУ Росрыболовства Христенко А.В. - Арская М.А, административный ответчик начальник отдела организации рыболовства Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кошкарева Л.А. полагали иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционном представлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Гулягин Ю.А. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Повторяя доводы, изложенные в административном исковом заявлении, ссылаясь на незаконность принятого судом первой инстанции решения ввиду неправильного применения норм материального права, указывает, что спорное разрешение позволяет пользователю водными биоресурсами в течение всего 2017 года осуществлять специализированный промысел минтая, включая запретный период с 15 февраля по 1 мая.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов") промышленное рыболовство осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 настоящего Федерального закона с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота. Для осуществления промышленного рыболовства используются суда, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и которые оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства, в том числе, периоды рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного значения и иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения рыболовства.
Согласно п. 2 ч. 1, ч.ч. 2-5 ст. 34 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается при осуществлении, в частности, промышленного рыболовства. Бланк разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер. Подлинники разрешений и документ, позволяющий достоверно установить внесение изменений в такие разрешения посредством телеграфной, электронной и иной связи в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, должны находиться на каждом судне, а также у лиц, осуществляющих добычу (вылов) таких водных биоресурсов без использования судов. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство. Копии разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, информацию о внесении изменений в такие разрешения федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства, выдавший такие разрешения, направляет в органы федеральной службы безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности".
Согласно ст. 35 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в зависимости от вида рыболовства должны быть указаны: сведения о лицах, которым предоставлено право на добычу (вылов) водных биоресурсов, судне, которое осуществляет рыболовство, районе добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) рыбопромысловом участке; виды водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова); квоты добычи (вылова) водных биоресурсов (если они установлены); орудия, способы и сроки добычи (вылова) водных биоресурсов; требования к охране окружающей среды; иные регламентирующие добычу (вылов) водных биоресурсов и обеспечивающие сохранение среды их обитания условия.
Порядок оформления, выдачи, регистрации разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и внесения в них изменений в соответствии со ст. 36 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства РФ от 22 октября 2008 года N 775 утверждены Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, согласно п.п. "з", "и" п. 15 которых в разрешении должны быть указаны, в том числе срок добычи (вылова) водных биологических ресурсов и тип судна.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 43.1 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна утверждаются правила рыболовства.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21 октября 2013 года N 385 утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее - Правила рыболовства), которые регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинам, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу п. 13 Правил рыболовства под специализированным промыслом понимается добыча (вылов) вида водных биоресурсов, который в данном районе независимо от процентного соотношения к другим видам водных биоресурсов обеспечивает систематические высшие уловы этого объекта конкретным орудием добычи (вылова) или при определенном способе добычи (вылова).
Пунктом 15.1 Правил рыболовства установлен запрет на специализированный промысел минтая в Петропавловско-Командорской подзоне с начала массового нереста, но не позднее чем с 15 февраля по 1 мая, а снюрреводами к северу от мыса Поворотный - с 16 марта по 1 мая, на акватории к югу от мыса Поворотный - с 26 марта по 10 мая.
Пунктом 37.4 Правил рыболовства предусматривается, что специализированный промысел минтая в Авачинском и Кроноцком заливах запрещается с начала массового нереста, но не позднее, чем с 15 февраля по 1 мая, а снюрреводами - с 16 марта по 1 мая.
Судом первой инстанции установлено, что 31 декабря 2016 года ООО " "данные изъяты"" СВТУ Росрыболовства выдано разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (минтая) N с использованием рыболовного судна " "данные изъяты"" в районе добычи (вылова) водных биоресурсов Петропавловско-Командорской подзоны (61.02.2) на срок с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.
В соответствии с информацией, содержащейся в свидетельстве о праве собственности на судно " "данные изъяты"", тип данного судна - рыболовное (л.д. 16), что также отражено в оспариваемом разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
При этом обязательным условием разрешения является соблюдение при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов требований в области охраны окружающей среды, правил рыболовства и ограничений рыболовства, установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов для рыбохозяйственного бассейна. Промышленное рыболовство в части добычи допускается осуществлять только в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.
Установив изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления и об отсутствии в действиях (бездействии) административных ответчиков нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку оспариваемое разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе в части указания сроков для специализированного промысла минтая и типа судна.
При этом суд первой инстанции, давая правовую оценку доводам административного истца, правильно указал на необоснованность требования о необходимости указания в разрешении типа судна, поскольку данная характеристика в оспариваемом разрешении указана в соответствии со свидетельством о праве собственности на судно.
Давая оценку доводам истца в части включения в разрешение запретных для специализированного промысла минтая сроков, суд обоснованно указал на отсутствие необходимости изложения в оспариваемом разрешении всех ограничений, содержащихся в законодательных и других нормативных правовых актах Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Неуказание в разрешении данной информации не исключает обязанность ООО " "данные изъяты"" соблюдать при осуществлении промышленного рыболовства требования в области охраны окружающей среды, правила и ограничения рыболовства, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов для рыбохозяйственного бассейна, что оговорено в графе "особые условия" разрешения.
Кроме того, внесение такого рода изменений может повлечь нарушение прав юридического лица на добычу (вылов) минтая в Петропавловск-Командорской подзоне в период с 15 февраля по 1 мая 2017 года, поскольку Правилами рыболовства в указанной подзоне установлен соответствующий запрет только в отношение специализированного промысла минтая.
Судом полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, по делу применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, вывод суда об отказе в удовлетворении иска является мотивированным, оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционного представления были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Гулягина Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.