Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Чаднова О.В,
судей Ерютина К.И. и Венина А.Н,
при секретаре Выстровой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 8 февраля 2018 года административное дело по апелляционной жалобе Восканяна М.Ж. и его представителя Леднева Е.С. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 ноября 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Восканяна М.Ж. о признании незаконным решения Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленного письмом от 23 июня 2017 года N 01-08-01/7084/17 об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, для установки павильона по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. Победы д. 9, возложении на административного ответчика обязанности выдать утвержденную схему расположения земельного участка примерной площадью 200 кв.м. на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом его корректировки местоположения на земельном участке и продолжить процедуру предоставления земельного участка, отказать.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения Восканяна М.Ж, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Восканян М.Ж. обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Управление) о признании незаконным решения, оформленного письмом N 01-08-01/7084/17 от 23 июня 2017 года об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, для установки павильона по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, проспект Победы, д. 9, возложении обязанности выдать утвержденную схему расположения земельного участка примерной площадью 200 кв.м. на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом его корректировки местоположения на земельном участке в районе проспекта Победы д. 9 и продолжить процедуру предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством для установки павильона по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, проспект Победы, д. 9. В обоснование иска указал, что 12 января 2015 года он обращался к Главе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении ему земельного участка примерной площадью 200 кв.м. для целей, не связанных со строительством для установки павильона по указанному выше адресу. Письмом Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также Департамент) от 11 февраля 2015 года N 01-08-01/464/15 в предоставлении испрашиваемого земельного участка Восканяну М.Ж. было отказано. Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 25 апреля 2017 года по делу N 2-2468/2017 данное решение Департамента от 11 февраля 2015 года признано незаконным, на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Восканяна М.Ж. от 12 января 2015 года. Во исполнение решения Петропавловск-Камчатского городского суда от 25 апреля 2017 года заявление рассмотрено, письмом от 23 июня 2017 года N 01-08-01/7084/17 Восканяну М.Ж. сообщено об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка с указанием на то, что факт его обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду 12 января 2015 года, т.е. до вступления в силу соответствующих изменений закона, не свидетельствует о наличии у Восканяна М.Ж. права на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса РФ. При этом истец полагал, что данное решение противоречит ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нарушает его права в сфере земельного законодательства.
Административный истец Восканян М.Ж. и его представитель Леднев Е.С. в судебном заседании участия не принимали.
Представитель административного ответчика Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Гаглоева Е.В. полагала требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории не утверждена. Указала, что возможность выдачи и утверждения схемы расположения участка в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса РФ, утратившей силу с 1 марта 2015 года, после указанной даты законом не предусмотрена. При этом полагала, что факт обращения заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду 12 января 2015 года, то есть до вступления в силу соответствующих изменений закона, не свидетельствует о наличии у него права на предоставление земельного участка в аренду.
Заинтересованное лицо администрация Петропавловск-Камчатского городского округа представителя в суд не направило.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Восканян М.Ж. и его представитель Леднев Е.С, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, повторяя доводы, изложенные в иске, просят решение отменить, принять новое решение, которым исковое заявление удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения Восканяна М.Ж. с заявлением от 12 января 2015 года) был определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Так, пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ было установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Согласно ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, должны были подать в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление могло быть подано через многофункциональный центр.
В соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ предусматривалось, что орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) ст. 34 Земельного кодекса РФ с 1 марта 2015 признана утратившей силу, установлен иной порядок предоставления земельных участков.
В силу положений п. 3 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу названного Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ), но не позднее 1 января 2018 года.
Судом первой инстанции установлено, что 12 января 2015 года Восканян М.Ж. обратился к Главе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка предполагаемой площадью 200 кв.м. для установки павильона - объекта бытового обслуживания по адресу: проспект Победы, д. 9, сроком на 20 лет (л.д. 26-27), в удовлетворении которого ему было отказано письмом Департамента от 11 февраля 2015 года.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 апреля 2017 года по делу N 2-2468/2017 решение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленное письмом от 11 февраля 2015 N 01-08-01/464/15, признано не соответствующим Земельному кодексу РФ, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Восканяна М.Ж. от 12 января 2015 года.
Как следует из содержания письма Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений от 23 июня 2017 года N 010801/7084/17 во исполнение решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 апреля 2017 года Управлением повторно рассмотрено заявление Восканяна М.Ж. от 12 января 2015 года. При этом заявителю сообщено, что правовых оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством, не имеется, поскольку решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте в отношении испрашиваемого земельного участка в установленном порядке до 1 марта 2015 года не принято, и соответствующая схема заявителю не выдана. Следовательно, положения ч. 3 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ к правоотношениям по предоставлению испрашиваемого земельного участка, в частности в связи с обращением Восканяна М.Ж. с заявлением от 12 января 2015 года, не подлежат применению.
Установив эти обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения требований административного истца, поскольку решением Управления N 01-08-01/7084/17 от 23 июня 2017 года об отказе в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, его права, свободы и законные интересы нарушены не были.
При этом суд обоснованно указал в решении на то обстоятельство, что утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, следовательно, и последующее предоставление спорного земельного участка в аренду в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением от 12 января 2015 года, недопустимы в связи с тем, что по состоянию на 1 марта 2015 года, то есть на день вступления в силу изменений, внесенных в Земельный кодекс РФ, схема расположения данного земельного участка утверждена не была.
Судом полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, по делу применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, вывод суда в решении мотивирован, оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании приведенных норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлиять на правильность постановленного решения, судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, допущено не было, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.