Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А,
судей Медведевой И.А. и Попова Г.В,
при секретаре Демаковой В.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Базуева С. И. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 октября 2017 года, которым
отказано в удовлетворении требований административного искового заявления Базуева С.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл о признании представления незаконным.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
18 июля 2017 года заместителем главного государственного инспектора г. Йошкар-Олы, Оршанского, Моркинского, Медведевского и Килемарского районов по использованию и охране земель, заместителя начальника межмуниципального отдела по г. Йошкар-Оле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Кузнецовой В.А. в адрес старшего пастора местной религиозной организации "... " вынесено представление об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, в котором указано, что причинами административного правонарушения и условиями, способствовавшими его совершению, является непринятие мер по изменению в установленном порядке вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, "адрес", площадью 852 кв.м в соответствии с его фактическим использованием местной религиозной организацией "... "
Не согласившись с представлением, Базуев С.И. обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором просил признать представление незаконным, поскольку земельный участок с расположенным на нем жилым домом используются согласно целевому назначению: дом используется для проживания, земельный участок - для выращивания овощей и садовых культур.
Кроме того, положениями пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" установлено, что богослужения, религиозные обряды и церемонии могут беспрепятственно совершаться в жилых помещениях, следовательно, изменения вида разрешенного использования земельного участка в связи с проведением 2 - 4 раза в неделю религиозных обрядов и богослужений не требуется.
Перевод жилого дома в нежилое (конфессиональное) строение нарушает жилищные права проживающих и зарегистрированных в нем граждан.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Базуев С.И, приводя доводы, аналогичные содержанию административного иска.
Заслушав Базуева С.И. и его представителя Мухаметдинова И.Г, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Росреестра по Республике Марий Эл, заместителя главного государственного инспектора г. Йошкар-Олы, Оршанского, Моркинского, Медведевского и Килемарского районов по использованию и охране земель Кузнецову В.А, просившую в удовлетворении жалобы отказать, изучив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
По смыслу закона, предусмотренное данной нормой представление выносится по обстоятельствам, относящимся к нарушению требований законодательства, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в отношении лица, его совершившего. При этом такое представление выносится в случае выявления причин и условий, способствовавших совершению соответствующего административного правонарушения, и направлено на его устранение.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Йошкар-Олы, Оршанского, Моркинского, Медведевского и Килемарского районов по использованию и охране земель, заместителя начальника межмуниципального отдела по г. Йошкар-Оле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Кузнецовой В.А. Базуев С.И, являющийся старшим пастором местной религиозной организации "... ", привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование земельного участка с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, "адрес", площадью 852 кв.м не по целевому назначению.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл установлено, что земельный участок с кадастровым номером "N" расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, "адрес", площадью 852 кв.м согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости принадлежит на праве собственности местной религиозной организации "... " на основании договора купли-продажи от 31 мая 2016 года жилого дома и земельного участка.
Земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование для размещения жилого дома.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденным решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24 декабря 2009 года N 30-V, размещение конфессиональных объектов отнесено к условно разрешенным видам использования указанного выше земельного участка.
Между тем указанный жилой дом используется религиозной организацией в качестве конфессионального объекта, о чем свидетельствует расположенная на его фасаде вывеска с наименованием религиозной организации и указанием о проведении богослужений, а также специально оборудованная для проведения богослужений комната.
Следовательно, земельный участок фактически используется для осуществления религиозной деятельности без получения в порядке, установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Постановление о назначении административного наказания было обжаловано Базуевым С.И. в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл и решением судьи от 31 августа 2017 года в удовлетворении жалобы Базуева С.И. отказано.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 05 октября 2017 года указанное постановление должностного лица и решение судьи оставлены без изменения, жалоба Базуева С.И. - без удовлетворения.
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, 18 июля 2017 года заместитель главного государственного инспектора г. Йошкар-Олы, Оршанского, Моркинского, Медведевского и Килемарского районов по использованию и охране земель, заместитель начальника межмуниципального отдела по г. Йошкар-Оле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Кузнецова В.А. вынесла в адрес Базуева С.И, старшего пастора местной религиозной организации "... ", представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Отказав в удовлетворении административного иска, суд указал, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным должностным лицом, в предусмотренном законодательством порядке, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими установленным по делу обстоятельствам.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 16 января 2018 года "N" следует, что согласно градостроительным регламентам размещение конфессиональных объектов отнесено к условно разрешенным видам использования земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, разрешение на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка получено не было.
Согласно части 1 статьи 74 Земельного кодекса Российской Федерации лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Пунктом 7 части 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях.
Главный государственный инспектор города, района по использованию и охране земель и его заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании пункта 3 части 2 статьи 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вправе вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В силу части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Пунктами 3.3.1, 3.3.4 Устава местной религиозной организации "... " определено, что старший пастор церкви является духовным и административным руководителем церкви и осуществляет общее руководство текущей деятельностью; без доверенности заключает договоры, совершает сделки от имени церкви и представляет интересы церкви перед государственными, общественными и другим органами и организациями.
Согласно протоколу церковного собрания местной религиозной организации от 10 февраля 2017 года "N" Базуев С.И. избран старшим пастором указанной религиозной организации.
Учитывая приведенные положения закона и определенные Уставом местной религиозной организации полномочия административного истца, а также то, что постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель, вступившим в законную силу, Базуев С.И. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельства использования земельного участка с кадастровым номером "N", расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, "адрес", не в соответствии с его видом разрешенного использования, являются по настоящему делу преюдициально установленными и оспариванию не подлежат.
Установив по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, что причинами административного правонарушения и условиями, способствовавшими его совершению, является непринятие мер по изменению в установленном порядке вида разрешенного использования указанного земельного участка в соответствии с его фактическим использованием, заместитель государственного инспектора по использованию и охране земель обоснованно указал на необходимость их устранения в срок, установленный частью 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целом доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права и направлены на иную оценку доказательств, оснований которой не усматривается.
При таких обстоятельствах решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 октября 2017 года является законным и оснований для его отмены по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
23 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Базуева С. И. - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи И.А. Медведева
Г.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.