Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В,
судей Братухина В.В. и Медведевой И.А,
при секретаре Демаковой В.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Безчасной Л. Н. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 ноября 2017 года по административному исковому заявлению Безчасной Л.Н. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл об оспаривании решения об аннулировании разрешения на временное проживание.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Безчасная Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее - МВД по Республике Марий Эл), в котором просила признать незаконным решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл от 20 сентября 2017 года "N" об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
В обоснование требований указала, что административные штрафы за нарушение требований миграционного законодательства ею уплачены. Оспариваемое решение не соответствует степени общественной опасности совершенного нарушения, представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни заявителя, поскольку в Российской Федерации проживает ее отец, страдающий тяжелым заболеванием, нуждающийся в уходе, ее дочь является студенткой 1 курса очной формы обучения.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 ноября 2017 года в удовлетворении административного искового Безчасной Л.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Безчасная Л.Н. и ее представитель Бахтин М.А. просят решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неверным толкованием норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Выслушав Безчасную Л.Н. и ее представителя Бахтина М.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя МВД по Республике Марий Эл Актанаева А.Н, просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Установлено, что Безчасная Л. (Н.) является гражданкой "... ", въехала в Российскую Федерацию в сентябре 2014 года в порядке, не требующем получения визы.
3 апреля 2015 года административный истец обратилась в УФМС России по Республике Марий Эл о выдаче ей и несовершеннолетней дочери - В, "дата" года рождения, разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Решением УФМС России по Республике Марий Эл от 21 мая 2015 года заявление Безчасной Л.Н. удовлетворено, Безчасной Л.Н. и В. выданы разрешения на временное проживание в Российской Федерации на срок с 21 мая 2015 года по 21 мая 2018 года.
Согласно расписке от 05 июня 2015 года Безчасной Л.Н. разъяснены права и обязанности иностранного гражданина, предусмотренные действующим законодательством, в том числе обязанность ежегодно подавать уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.
Установлено, что постановлением и.о. начальника миграционного пункта ОМВД России по Моркинскому району от 22 сентября 2016 года Безчасная Л.Н. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 2000 рублей за нарушение требований пункта 9 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) в связи с неподачей уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации за период с 22 мая 2015 года по 22 сентября 2016 года.
Сотрудниками ОМВД России по Моркинскому району в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере миграции установлено, что Безчасной Л.Н. в период с 21 мая по 21 июля 2017 года вновь не подано уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.
Постановлением и.о. начальника миграционного пункта ОМВД России по Моркинскому району от 10 августа 2017 года "N" Безчасная Л.Н. за указанное нарушение режима проживания иностранного гражданина в Российской Федерации привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 2000 рублей.
Указанные обстоятельства в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ послужили основанием принятия Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл решения от 20 сентября 2017 года "N" об аннулировании выданного Безчасной Л.Н. разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Отказав в удовлетворении административного искового заявления Безчасной Л.Н. о признании указанного решения незаконным, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение не влечет неоправданное вмешательство в личную и семейную жизнь административного истца, является справедливым и соразмерным с точки зрения соответствия примененной санкции характеру совершенного деяния - неоднократному в течение года однородному нарушению требований миграционного законодательства, о необходимости соблюдения которых иностранный гражданин был уведомлен.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством.
Так, на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права (статьи 1.1 и 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.
В силу пункта 10 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ в указанное в пункте 9 настоящей статьи уведомление вносятся, в том числе, сведения о месте работы и продолжительности осуществления иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание; период его нахождения за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание (с указанием государств выезда).
В соответствии со статьями 33, 35 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ иностранный гражданин, виновный в нарушении требований названного закона, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Поскольку Безчасная Л.Н. 22 сентября 2016 года и 10 августа 2017 года привлечена к административной ответственности, правовые основания для принятия решения об аннулировании выданного ей разрешения на временное проживание имелись, о чем обоснованно указал суд.
Доводы Безчасной Л.Н. о нарушении принятым решением положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с необоснованным вмешательством в личную и семейную жизнь административного истца были проверены судом первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Положениями статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", и в этой связи являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, закреплено право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1).
Вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц, не допускается (пункт 2).
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Исходя из смысла подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ указанная норма Федерального закона об аннулировании разрешения на временное проживание является установленной законом мерой ответственности за нарушение миграционного законодательства.
Следовательно, принятие решения об аннулировании разрешения на временное проживание, в данном случае, является адекватной мерой государственного реагирования, установленной Федеральным законом, с учетом того, что государство вправе устанавливать ответственность иностранных граждан за нарушение ими порядка пребывания.
Аннулирование разрешения на временное проживание, с учетом действующего законодательства, не влечет выдворения иностранного гражданина с территории Российской Федерации; решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении Безчасной Л.Н. не принималось, и в соответствии с порядком, установленным статьей 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, административный истец вправе в любое время въехать в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не лишена возможности пребывания в Российской Федерации на иных правовых основаниях, вправе по истечении одного года со дня принятия обжалуемого решения в соответствии с пунктом 6 статьи 6 указанного Федерального закона повторно обратиться за получением разрешения на временное проживание.
Таким образом, обжалуемое решение не влечет разлучения Безчасной Л.Н. с членами ее семьи, проживающими в Российской Федерации.
Доводы о необходимости постоянного ухода за нетрудоспособным отцом, который может осуществлять лишь административный истец, обосновано признаны судом несостоятельными, поскольку необходимость постоянного постороннего ухода не подтверждена медицинским документами; кроме того, в том же населенном пункте проживают брат административного истца - Р. и ее сестра - И, которыми при необходимости может быть осуществлен уход за отцом.
Учитывая, что Безчасная Л.Н. с 2014 года не имеет дохода, ее доводы об оказании материальной поддержки дочери - В, достигшей совершеннолетия, не соответствуют объективным обстоятельствам.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции Безчасная Л.Н. сообщила, что материальную помощь В. оказывает ее отец - В, имеющий доход от осуществления предпринимательской деятельности.
Доводы иска об утрате жилища в связи с вооруженным конфликтом административный истец в судебном заседании опровергла.
Таким образом, обжалуемое решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл принято на основаниях и в порядке, установленных законом, не нарушает прав административного истца, в том числе права на уважение его личной и семейной жизни, в связи с чем административный иск Безчасной Л.Н. обоснованно отклонен судом.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Безчасной Л. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Попов
Судьи В.В. Братухин
И.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.