Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Петрова О.А.,
при секретаре Романове Р.Е,
рассмотрев жалобу Беляева Владимира Юрьевича на постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 26 мая 2017 года N 32 и решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования "Троицко-Посадское сельское поселение" Беляева Владимира Юрьевича,.., ранее не привлекавшегося за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 26 мая 2017 года N 32 глава администрации муниципального образования "Троицко-Посадское сельское поселение" Беляев В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 августа 2017 года, вынесенным по жалобе Беляева В.Ю, постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 23 октября 2017 года решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 августа 2017 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл.
Решением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2017 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба Беляева В.Ю. - без удовлетворения.
Определением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 05 декабря 2017 года в решении от 22 ноября 2017 года исправлены описки.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Беляев В.Ю. просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи отменить, считая их незаконными.
Беляев В.Ю. для рассмотрения жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и материалы дела по жалобе, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами, распространяющиеся на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и в процессе деятельности которых образуются отходы.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
Из пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В силу требований пункта 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681, обязанность разработать инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям возлагается на администрацию и как на организацию, в которой хранятся поврежденные ртутьсодержащие лампы до их вывоза.
Согласно протоколу об административном правонарушении в нарушение требований статей 11, 14, 18, 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, администрации муниципального образования "Троицко-Посадское сельское поселение", являющейся потребителем ртутьсодержащих ламп и в процессе деятельности которой в помещениях, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, Горномарийский район, с.Троицкий Посад, ул.Карла Маркса, д.45, образуются отходы в виде несортированного мусора от офисных и бытовых помещений (исключая крупногабаритный), относящийся согласно Федеральному классификационному каталогу отходов к 4 классу опасности, не представлены договоры на передачу отработанных ртутьсодержащих ламп, инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта на отходы 1-4 класса опасности, не ведется учет в области обращения с отходами.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации муниципального образования "Троицко-Посадское сельское поселение" Беляева В.Ю. к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, актом осмотра помещении от 25 мая 2017 года, фототаблицей от 25 мая 2017 года, ответом главы администрации муниципального образования "Троицко-Посадское сельское поселение" от 4 мая 2017 года N 111, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия главы администрации муниципального образования "Троицко-Посадское сельское поселение" Беляева В.Ю. квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и законодательства в области обращения с отходами.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления должностного лица административного органа и решения судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2017 года.
Частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Согласно описанному в протоколе об административном правонарушении событию административного правонарушения несоблюдение Беляевым В.Ю. экологических и санитарно-эпидемиологических требований выразилось в отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; паспортов на отходы 1-4 класса опасности, учета движения отходов, договоров на передачу отработанных ртутьсодержащих ламп, инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, непринятии мер по организации сбора и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Совершение иных противоправных действий Беляеву В.Ю. не вменялось.
Вместе с тем, признавая Беляева В.Ю. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и судья районного суда в качестве нарушений указали и на отсутствие договора на вывоз образующихся в ходе деятельности администрации отходов.
Однако, как следует из протокола об административном правонарушении, данное деяние Беляеву В.Ю. не вменялось.
Следовательно, должностное лицо и судья районного суда вышли за рамки указанного в протоколе об административном правонарушении объема совершенного деяния, расширив его и ухудшив, тем самым положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
В связи с изложенным указание на данное нарушение подлежит исключению из постановления старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 26 мая 2017 года N 32 и решения судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2017 года, вынесенных в отношении Беляева В.Ю. по настоящему делу об административном правонарушении.
Также подлежит исключению из постановления и решения судьи вывод о том, что администрация муниципального образования "Троицко-Посадское сельское поселение" осуществляет деятельность по накоплению отходов.
В ходе проверки выявлено, что в процессе деятельности администрации образуются отходы бумаги и картон, несортированный мусор. Из объяснений Беляева В.Ю. следует, что образовавшиеся отходы администрация помещает в мусорный контейнер МБОУ "... ", предоставившей администрации помещения в здании... в безвозмездное пользование и имеющей соответствующий договор на транспортировку отходов.
В данном случае имеющиеся по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о том, что администрация муниципального образования "Троицко-Посадское сельское поселение" осуществляет деятельность по накоплению отходов.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку администрация не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, не является потребителем ртутьсодержащих ламп, не является хозяйствующим субъектом были предметом проверки при рассмотрении дела судьей районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в оспариваемом решении, в связи с чем, не ставят под сомнение его законность и обоснованность.
Вопреки доводам жалобы, существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе и при составлении акта от 25 мая 2017 года, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
Правила подсудности при рассмотрении дела, срок давности и порядок привлечения Беляева В.Ю. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Беляеву В.Ю. в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 3-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды от 26 мая 2017 года N 32 и решение судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 ноября 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования "Троицко-Посадское сельское поселение" Беляева Владимира Юрьевича изменить:
исключить указание на нарушение требований экологических и санитарно-эпидемиологических требований, выразившееся в отсутствии договора на вывоз образующихся в ходе деятельности администрации отходов; а также указание на осуществление администрацией муниципального образования "Троицко-Посадское сельское поселение" деятельности по накоплению отходов;
в остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу Беляева В.Ю. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья О.А.Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.