Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Быстров О.В.
судей Ситьковой О.Н, Тепловой Т.В.
при секретаре Павловой Н.В.
рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Иванова Г.В. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 23 октября 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Правительству РФ о компенсации стоимости средств реабилитации,
заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н.
УСТАНОВИЛА:
Иванов Г.В. обратился в суд с исковым заявлением, впоследствии уточным, к Правительству РФ о взыскании компенсации за средства реабилитации в размере 3377280 рублей и 400000 рублей в качестве выплаты стоимости автотранспортного средства.
В обоснование иска указано, что истец является инвалидом первой группы бессрочно (отсутствие обеих нижних конечностей). Последний раз протезирование и ремонт был осуществлен в 2007 году. После этого истец не мог ни протезироваться, ни ремонтировать протезы, так как самостоятельно пройти комиссию для разработки ИПР не позволяет состояние здоровья. По мнению истца, в соответствии с действующим законодательством за период с 2008 года по настоящее время он должен был быть обеспечен: - четырьмя парами протезов голени; тремя парами протезов голени для купания; 72 чехлами на культи; 2 креслами -коляской; 20 парами обуви и другими средствами реабилитации, минимальная стоимость которых по расчетам истца составляет 2927280 рублей. Им также не реализовано право на санаторно-курортное лечение, стоимость которого с 2008 года составила бы 450000 рублей. Кроме того, истец, считая действия органов государственной власти незаконными, просил взыскать в его пользу единовременную денежную компенсацию в качестве выплаты стоимости автотранспортного средства в сумме 400000 рублей.
Решением Промышленного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец просил решение суда отменить по основаниям несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, ссылаясь на то, что судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что он не отказывался от обеспечения техническими средствами реабилитации, а по объективным причинам не мог получить индивидуальную программу реабилитации. Кроме того, истец считает, что в решении суда не мотивирован отказ в удовлетворении заявленного требования о компенсации выплаты за автотранспортное средство.
В возражениях на жалобу третье лицо ГУ Ставропольское региональное отделение фонд социального страхования РФ (представитель Писаренко А.А.) просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании истец поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, представитель третьего лица Правительства Ставропольского края Черкашин Р.М. и представитель третьего лица ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Русанов В.В. просили решение суда оставить без изменения.
Другие участники, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не известны.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы, с оценкой имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ.
Как видно из дела, истец Иванов Г.В. является инвалидом первой группы, что подтверждается удостоверением сери XVI N.
Согласно справке серии ВТЭ-2 N ФИО1 первая группа инвалидности установлена с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
24.05.2006 и 29.08.2007 Иванов Г.В. обращался в филиал N 10 Ставропольского регионального отделения с заявлениями об обеспечении его техническими средствами реабилитации (ТСР): протезами нижних конечностей, силиконовыми чехлами, обувью, тростью, а также ремонтом протезов, в соответствии с ИПР от 24.05.2006 N 473 и от 29.08.2007 N 791 соответственно.
На основании указанных заявлений, Иванов Г.В. был уведомлен о постановке его на учет по обеспечению TCP.
24.05.2006 Иванову Г.В. было выдано направление N 2184 в Федеральное государственное унитарное предприятие "Ставропольское протезно-ортопедическое предприятие" для получения TCP: двух протезов нижних конечностей, двух силиконовых чехлов, двух пар обуви, трости и текущего ремонта протеза.
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оказание услуги по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации носит заявительный характер, а поскольку ФИО1 очередное освидетельствование в МСЭ и новой ИПР пройдено и получено не было, заявление об обеспечении ТСР им не подавалось, нуждаемость в ТРС и санаторно-курортном лечении документально не подтверждена, то у ответчика отсутствует обязанность по обеспечению истца ТСР и выплате компенсации за самостоятельное приобретение ТСР. Также суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для выплаты истцу компенсации стоимости автотранспортного средства.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы, которые аналогичны доводам иска и в целом подтверждают позицию истца при рассмотрении дела, судебная коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия) (подп. "а" п.3 Правил). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (абз.1 п.4 Правил).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (абз.1 п.5 Правил).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с этими Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, согласно пункту 3 которого компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими законодательством и нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
В настоящее время индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида формируется в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н при наличии направления на МСЭ и по результатам освидетельствования.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить суду доказательства обоснованности своих требований и возражений.
Доказательств того, что истцом были приобретены какие-либо технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, которые должны были быть предоставлены истцу по программе, либо он имеет право на компенсацию стоимости приобретенных технических средств реабилитации, а также сведений обращения истца в уполномоченные органы с соответствующими заявлениями и документами, подтверждающими нуждаемость в ТСР и санаторно-курортном лечении, в деле не имеется.
В силу ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (в редакции до 01.01.2005) к техническим средствам реабилитации инвалидов относились средства для передвижения, включая транспортные средства с ручным управлением. В соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона инвалиды, в том числе дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона бесплатно или на льготных условиях.
Согласно подпункта 19 п. 1 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. до 01.01.2005) инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством РФ.
Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), т.е. при наличии формулировки инвалидности "военная травма".
Постановлением Правительства РФ от 14.03.1995 года N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно", утратившим силу с 02.02.2008, было установлено, что для обеспечения инвалидов, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на бесплатное получение автомобиля, используются, учитывая прекращение производства автомобилей марки "Запорожец", автомобили марки "Ока" и "Таврия", выдаваемые сроком на семь лет.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" подпункт 19 пункта 1 ст.14 ФЗ "О ветеранах", ст. 30 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признаны утратившими силу.
Согласно ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В отношении указанных категорий инвалидов были приняты Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 года N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 рублей. В настоящее время указанные акты не применяются, поскольку в связи с истечением срока утратили силу.
Более того, согласно материалам дела, Иванов Г.В. не был поставлен на соответствующий учет по обеспечению транспортным средством в органах соцзащиты населения до 1 января 2005 года, право на бесплатное получение транспортного средства или эквивалентной его стоимости денежной компенсации не приобрел.
Довод истца о праве на обеспечение автотранспортным средством за счет средств Фонда социального страхования РФ не может быть принят во внимание в качестве основания отмены решения суда, поскольку истец не относится к категории лиц, пострадавших вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, требований, основанных на положениях Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ. не подтверждены доказательствами виновных действий (бездействий) уполномоченных органов на обеспечение ТСР и услугами, правильность выводов суда не опровергают.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 23 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.