Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Гвоздева М.В,
судей Масловой Т.В, Романовой И.А,
при секретаре Евсеевой А.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края к Малашкевичу П.И. о возложении обязанности освободить самовольно занятый лесной участок,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Малашкевича П.И. - Мухалева А.Е. на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 03 ноября 2017 г,
заслушав доклад судьи Романовой И.А, представителя Малашкевича П.И. - Мухалева А.Е,
УСТАНОВИЛА:
Управление лесами Правительства Хабаровского края обратилось в суд с иском к ответчику о возложении обязанности освободить самовольно занятый лесной участок.
В обоснование иска указано, что 05.04.2017 во время проведения планового (рейдового) мероприятия установлен факт самовольного занятия лесного участка, площадью 2000 кв.м, в квартале 265 выделах 17, 18 Лазовского участкового лесничества Хорского лесничества. Установлено, что на указанной площади имеются строения: 2 дома для проживания, 2 навеса для дров, беседка, баня, кунг, которые принадлежат Малашкевичу П.И. Ранее ответчик подавал документы в управление лесами Правительства Хабаровского края на безвозмездное пользование земельного участка площадью 0,21 га, расположенного в квартале 265 Лазовского участкового лесничества Хорского лесничества в целях ведения сельского хозяйства (пчеловодство). Указанный земельный участок был обременен правом аренды ООО "Лесное" и, в соответствии с п.2 ч.2 ст.39.15 ЗК РФ, ответчику было отказано в предоставлении государственной услуги. Истец просит суд обязать Малашкевича П.И. освободить самовольно занятый лесной участок, площадью 2000 кв.м, расположенный в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края, квартале 265, выделах 17, 18 Лазовского участкового лесничества Хорского лесничества.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 03 ноября 2017 г. исковые требования Управления лесами Правительства Хабаровского края удовлетворены.
На Малашкевича П.И. возложена обязанность в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу освободить лесной участок, площадью 2 000 кв.м, с координатами, указанными в акте планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков от 07 апреля 2017 г, расположенный в квартале 265 выделах 17, 18 Лазовского участкового лесничества Хорского лесничества путем сноса самовольно возведенных построек в виде двух домов для проживания, двух навесов для дров, беседки, бани, кунга.
Управлению лесами Правительства Хабаровского края в случае неисполнения ответчиком решения суда в течение установленного срока предоставлено право совершить действия по сносу самовольных построек с взысканием с ответчика необходимых расходов.
С Малашкевича П.И. в доход бюджета муниципального района имени Лазо Хабаровского края взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, не соглашаясь с постановленным по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что для возведения временных сооружений для целей пчеловодства не требуется специального разрешения, испрашиваемый лесной участок, в соответствии со ст. 38 ЛК РФ, может использоваться для ведения сельского хозяйства, включая пчеловодство. Ответчик не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, поэтому его деятельность не могла быть предметом государственного надзора, в том числе и в форме планового(рейдового) осмотра, порядок проведения которого предусмотрен ст.13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Результат планового (рейдового) осмотра не может являться доказательством лесонарушения, в силу ч. 2 ст. 13.2 ФЗ от 26.12.2008 г. N294 - ФЗ, является лишь основанием для принятия компетентным должностным лицом решения о проведении внеплановой проверки. Полагает что лесонарушения в отношении спорного лесного участка допущены ООО "Лесное", который является его арендатором. Основанием проведения планового (рейдового) осмотра явилось анонимное обращение гражданина, что не может служить основанием для проведения проверочных мероприятий. Ввиду того, что заявленный иск не связан с привлечением ответчика к какой либо ответственности, управление уполномочено действовать только в рамках надзорной деятельности, отсутствует право на обращение в суд с иском о защите прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ссылается на законность решения суда, необоснованность доводов жалобы ответчика.
В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, уважительности причин неявки не представили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ответчиком Малашкевичем П.И. судебное извещение не получено в связи с неявкой адресата за получением.
Учитывая, что обязанность суда по заблаговременному извещению ответчика о месте и времени судебного заседания исполнена, ответчик за получением судебного извещения в почтовое отделение не явился, а своевременное рассмотрение гражданского дела не может быть поставлено в зависимость от недобросовестного бездействия ответчика, руководствуясь ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, 117 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК Российской Федерации", суд апелляционной инстанции признает ответчика извещенным надлежащим образом.
На основании ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений ( п.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему:
Использование земель лесного фонда осуществляется в соответствии с принципами, установленными статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации ( далее ЛК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Порядок предоставления лесных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданам установлен ст.71 ЛК РФ.
В силу подпункта 2 пункта 1 и подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.(пункт 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации).
Действующее земельное законодательство не предусматривает случаев предоставления земельных участков без оформления земельных отношений.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 03.04.2017 г. N 340-р "О проведении управлением лесами Правительства Хабаровского края планового(рейдового) осмотра, обследования лесных участков и выдачи задания", 05.04.2017 года в период с 05.04.2017 по 06.04.2017 специалистами Управлением лесами Правительства Хабаровского края было проведён плановый(рейдовый) осмотр, обследование лесного участка, расположенного в Лазовском участковом лесничестве Хорского лесничества района имени Лазо Хабаровского края, квартал 265 выдела 1-46, квартал 263, выделы 1-32, квартал 264, выделы 1-34 с применением фотофиксации.
В ходе обследования территории лесного фонда района имени Лазо в квартале 265 выделах 1-46, квартале 263 выделах 1-32, квартале 264, выделах 1-34 Лазовского участкового лесничества Хорского лесничества построены строения: два жилых дома, одна баня, два навеса для дров, одна беседка, один вагон на колесном ходу(кунг) защитного цвета.
В квартале 265 выделе 18 указанного лесничества на площади 0,19 га допущено загрязнение лесов отходами от лесоматериалов(досок), в виде отрезков досок, опилок, автомобильных покрышек. Во время обследования построек на месте присутствовал Малашкевич П.И.
По итогам осмотра лесного участка в квартале 265 выделах 17, 18 Лазовского участкового лесничества Хорского лесничества установлено, что строения, принадлежащие Малашкевичу П.И, на территории заказника "Майский" построены без разрешительных документов. Каких-либо специальных разрешений на использование указанного участка Малашкевич П.И. не имеет.
По результатам осмотра составлен 07.04.2017 г. акт N 571/11-20017, в котором зафиксированы результаты осмотра, а также составлена фототаблица обнаруженных строений на лесном участке, план-схема участка.
Основанием проведения планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка явилась служебная записка и.о.начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах управления лесами Правительства Хабаровского края Кожевникова А.В. от 31.03.2017 г, а также анонимное обращение гражданина.
Из объяснения Малашкевича П.И. от 05.04.2017 следует, что указанные строения принадлежат ему, построены в 2005-2006 г, использовались для ведения лесного хозяйства(охоты), личного отдыха, будут использоваться для пчеловодства, в связи с чем им поданы документы с целью оформления земельного участка.
Из сообщения начальника управления лесами от 13.07.2017 г. на обращение Малашкевича П.И. о предоставлении ему земельного участка, площадью 0,21 га, расположенного в квартале N 265 Лазовского участкового лесничества Хорского лесничества, следует, что участок обременен правом аренды ООО "Лесное", что, в соответствии с пунктом части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно договору аренды лесного участка N0101/2008 от 19.11.2008 г, Правительство Хабаровского края (арендодатель) предоставило ООО НО "Чуин"(арендатор) лесной участок, площадью 18546 га, в пределах Хорского лесничества общей площадью 1024508 га, местоположение Хабаровский край, муниципальный район имени Лазо, Хорское лесничество, номера кварталов: 116, 135, 140, 141, 153, 168, 185-187, 263-266, 302-304, 313-318, 332-335 Лазовского участкового лесничества. Условный номер лесного участка 08:224:38:0101.
Соглашением N0101/2012 от 18.02.2013 внесены изменения в договор аренды лесного участка N0101/2008 от 19.11.2008 года в связи с реорганизацией ООО НО "Чуин", заменен арендатор на его правопреемника - ООО "Лесное".
По условиям договора аренды (под. "г" п. 11), арендатор имеет право с согласия арендодателя сдавать лесной участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору другим лица.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 8, 9, 96 Лесного кодекса РФ, ст. 60, 76 Земельного кодекса РФ, Положением об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 г. N 185-пр, установив, что Малашкевич П.И. занял лесной участок в квартале 265 выделах 17,18 Лазовского участкового лесничества Хорского лесничества, на территории заказника краевого значения "Матайский", на котором были возведены строения, без разрешительных документов, пришел к выводу о возложении на Малашкевича П.И. обязанности в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу освободить указанный лесной участок.
На основании ч.1 ст.206 ГПК РФ суд предоставил право Управлению лесами Правительства Хабаровского края в случае неисполнения ответчиком решения суда в течение установленного срока предоставить право совершить действия по сносу самовольных построек с взысканием с ответчика необходимых расходов.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правая оценка, и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о возможности использования земельного участка для целей пчеловодства, не требующего для возведения временных сооружений разрешения, судебной коллегией не принимаются, т.к. положения ч.1 ст.38 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающие возможность использования лесов для ведения сельского хозяйства, в том числе пчеловодства, не освобождают от обязанности оформления земельных отношений с соблюдением требований законодательства не зависимо от цели использования земельного участка.
Ответчиком не предоставлено доказательств, опровергающих доводы истца, по самовольному занятию им лесного участка. Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что Малашкевич П.И. использует территорию лесного фонда в квартале 265 выделы 17, 18 Лазовского участкового лесничества Хорского лесничества без надлежаще оформленного права на его использование.
Суждение автора жалобы о получение документов, фиксирующих факт лесонарушения, с грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля", которые, по мнению автора жалобы, являются недопустимыми доказательствами, судебной коллегией отклоняется.
Статьей 13.2 данного Федерального закона предусмотрено проведение уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий плановых (рейдовых) осмотров (обследований), в том числе, лесных участков.
Положения федерального законодательства не содержат норм, исключающих возможность осмотра лесных участков в рамках осуществления государственного надзора за лесным фондом, а, следовательно, осуществление таких мероприятий по государственному контролю(надзору) в рассматриваемом случае допустимо.
Как верно установлено судом и следует из анализа данной нормы, плановый (рейдовый) осмотр, являясь одним из мероприятий по контролю в рамках Федерального закона N 294-ФЗ, проводился в целях осмотра конкретного лесного участка, в связи чем, доводы жалобы о невозможности проведения осмотра лесного участка, занятого ответчиком, не являющегося юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, ошибочны.
Доводы жалобы о том, что результат планового рейдового осмотра не является доказательством лесонарушения, т.к. ответчик является физическим лицом, деятельность которого не могла быть предметом государственной проверки, ошибочны.
Законодателем предусмотрено мероприятие контроля, не являющееся проверкой - это плановый (рейдовый) осмотр, к которым относятся осмотр и обследование.
Обоснованность проведения рейдового мероприятия по проверке лесного участка подтверждается распоряжением от 03.04.2017 г. N 340-р и плановым (рейдовым) заданием от 03.04.2017 N 9.
Проверочные мероприятия в отношении ответчика, либо арендатора земельного участка не проводились, а факт нарушения лесного законодательства выявлен путем непосредственного обнаружения уполномоченным должностным лицом лесонарушения. Истцом представлена совокупность доказательств, достоверно подтверждающих факт самовольного занятия земельного участка из земель лесного фонда, находящихся в федерльной собственности, ответчиком. Указанное свидетельствует об ошибочности доводов жалобы о недопустимости представленных доказательств истцом, подтверждающих допущенное ответчиком лесонарушение.
Доводы жалобы о том, что основанием проведения планового( рейдового) осмотра явилось анонимное обращение гражданина, что, по мнению апеллянта, свидетельствует об отсутствии оснований проведения проверочных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, судебная коллегия отклоняет.
Плановый(рейдовый) осмотр лесного участка проведен на основании распоряжения от 03.04.2017 г. N 340-р и планового(рейдового) задания от 03.04.2017 г. N 9, утвержденного начальником управления лесами Правительства Хабаровского края, в котором изложены основания планового(рейдового) осмотра, в том числе служебная записка и.о.начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах управления лесами Правительства Хабаровского края от 31.03.2017 г, содержащая информацию о допущенном лесонарушении. Целью планового рейда являлось выявление и пресечение нарушений в области лесного законодательства, а не проведение проверки в отношении конкретных лиц.
Доводы жалобы о допущенных лесонарушениях ООО "Лесное", которое является арендатором земельного участка, судебной коллегией не принимаются, т.к. факт самовольного занятия лесного участка Малышкевичем П.И. свидетельствует об обоснованности требований, предъявленных к ответчику, о возложении обязанности на него по освобождению земельного участка от возведенных строений.
Доводы жалобы об отсутствии у управления лесами Правительства Хабаровского края права предъявления иска в суд судебная коллегия отклоняет.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 Лесного кодекса РФ. Аналогичные положения закреплены и в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса РФ, а также по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ (пункт 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ).
Под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной), в соответствии со ст. 96 Лесного кодекса РФ, понимается деятельность, в том числе уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер на предупреждение, выявление и пресечение нарушений.
Право предъявления исков должностными лицами органов государственного надзора, государственных учреждений, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлено п.12 ч.3 ст.96 Лесного кодекса РФ.
Управление лесами Правительства Хабаровского края, как следует из Положения об Управлении, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 г. N 185-пр, является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, выполняет функции по государственному управлению в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, имеет право предъявлять к юридическим и физическим лицам требования, направлять в суды материалы о нарушении лесного законодательства для решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц (п.1.1,1.4,4.5 Положения).
При указанном, доводы жалобы об отсутствии у истца права на обращение в суд с иском о защите прав Российской Федерации, по тем основаниям, что управление уполномочено действовать только в рамках надзорной деятельности, судебной коллегией отклоняются.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут являться основанием к отмене решения.
Судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Имеющиеся в деле доказательства исследованы всесторонне, полно и объективно. Оценка доказательства дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Оснований отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 03 ноября 2017 г. по гражданскому делу по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края к Малашкевич П.И. о возложении обязанности освободить самовольно занятый лесной участок оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Малашкевич П.И. - Мухалева А.Е. без удовлетворения.
Председательствующий М.В.Гвоздев
Судьи Т.В.Маслова
И.А.Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.