Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,
судей Гудковой М.В, Беляк А.С,
при секретаре судебного заседания Ахмедовой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляк А.С.
дело по апелляционной жалобе Яковлева Анатолия Васильевича
на решение Пролетарского районного суда г. Твери от 22 ноября 2017 года, которым постановлено:
"Истребовать из незаконного владения Яковлева Анатолия Васильевича, Яковлевой Валентины Викторовны, Яковлева Дмитрия Анатольевича жилое помещение - квартиру жилой площадью "данные изъяты" кв.м, расположенную по адресу: "адрес", выселить их из данного жилого помещения, обязать Яковлева Анатолия Васильевича, Яковлеву Валентину Викторовну, Яковлева Дмитрия Анатольевича передать ключи от указанного жилого помещения в МКУ "Управление муниципальным жилищным фондом" г. Твери.
Решение суда служит основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета в указанном жилом помещении.
Взыскать с Яковлева Анатолия Васильевича, Яковлевой Валентины Викторовны, Яковлева Дмитрия Анатольевича в бюджет муниципального образования "Город Тверь" государственную пошлину в сумме 6 000 рублей в равных долях по 2 000 руб. с каждого.
В удовлетворении встречных исковых требований Яковлева Анатолия Васильевича, Яковлевой Валентины Викторовны, Яковлева Дмитрия Анатольевича к Администрации города Твери о признании утраченным статуса служебной квартиры - отказать".
Судебная коллегия
установила:
Администрация г. Твери обратилась в суд с иском к Яковлеву А.В, Яковлевой В.В, Яковлеву Д.А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения и выселении из жилого помещения - квартиры, жилой площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной по адресу: "адрес", снятии с регистрационного учета, о возложении обязанности на ответчиков передать ключи в МКУ "Управление муниципальным жилищным фондом".
Требования мотивированы тем, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности города Твери в составе специализированного жилищного фонда. Данная квартира, являющаяся служебным жилым помещением, была предоставлена на основании ордера от 05 мая 1995 года N Яковлеву А.В. на состав семьи из двух человек. В настоящий момент нанимателем Яковлевым А.В. прекращены трудовые отношения с УВД по Тверской области, договор найма специализированного жилого помещения прекратил свое действие, проживание ответчиков в спорном жилом помещении носит незаконный характер. Ответчикам было предложено в добровольном порядке освободить незаконно занимаемое помещение, однако добровольно освободить спорную жилую площадь они не желают и продолжают занимать и пользоваться ею, не имея на то законных оснований.
Яковлев А.В, Яковлева В.В, Яковлев Д.А. обратились в суд со встречным иском к администрации города Твери о признании статуса служебной квартиры утраченным.
В обоснование встречных исковых требований указано, что в квартире, расположенной по адресу: "адрес" проживают Яковлев А.В, Яковлева В.В. Эта квартира в 1995 году была утверждена в качестве служебной и передана в оперативное управление Пролетарскому РОВД г. Твери. 30 июня 2010 года была проведена реорганизация Пролетарского РОВД.
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 21), разъяснил, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12 апреля 2017 года, сведения об отнесении данной квартиры к специализированному жилищному фонду отсутствуют, данные о собственнике отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
В судебном заседании представители администрации г. Твери, МКУ г. Твери "Управление муниципальным жилищным фондом", Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г. Твери, администрации Пролетарского района г. Твери исковые требования администрации г. Твери поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, против удовлетворения встречных исковых требований возражали, пояснив, что оснований для снятия статуса служебной квартиры со спорного жилого помещения не имеется.
Яковлев А.В, Яковлева В.В, Яковлев Д.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, полагая, что нет оснований для их выселения, встречные исковые требования поддержали в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Яковлева А.В. поставлен вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения.
В обоснование доводов жалобы указано, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденными постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения. Судом не исследован указанный вопрос. В материалах дела отсутствует подтверждение нахождения спорной квартиры, переданной в оперативное управление Пролетарскому РОВД г. Твери, в государственной или муниципальной собственности. Само по себе включение спорной квартиры в специализированный жилищный фонд в качестве служебной, не является в данном случае допустимым доказательством, так как ответчиками оспаривался сам факт отнесения спорной квартиры к
служебной. Судом не был исследован вопрос об основании отнесения спорной квартиры к категории служебных и
оснований для изменения статуса спорной квартиры.
Ссылаясь на положения ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, в которой указаны условия, при которых граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, апеллянт указывает, что судом для исследования вопроса о наличии у ответчиков права состоять на учете не были запрошены документы, подтверждающие наличие иного жилого помещения. Данных о наличии у ответчиков других жилых помещений материалы дела не содержат.
Из прокуратуры Пролетарского района г. Твери поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых критикуются доводы жалобы и содержится просьба об оставлении решения без изменения, жалобы - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы ввиду отсутствия оснований для проверки законности решения суда первой инстанции в полном объеме, выслушав пояснения Яковлева А.В, Яковлевой В.В. и их представителя Маркова М.В, поддержавших доводы жалобы, пояснения представителя МКУ г. Твери "УМЖФ" Зятьковой Е.А, представителя Департамента ЖКХ и жилищной политики администрации г. Твери Цветковой А.А, возражавших против доводов жалобы, заключение прокурора Сергеенко И.М, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение - квартира N "адрес" является муниципальной собственностью города Твери, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности г. Твери (л.д. 7).
Постановлением Главы администрации Пролетарского района г. Твери N от 25 апреля 1995 года указанная квартира утверждена в качестве служебного жилого помещения (л.д. 52).
На основании ордера N от 05 мая 1995 года квартира была предоставлена Яковлеву А.В. на состав семьи два человека - он и его жена Яковлева В.В. (л.д. 11-12).
Судом первой инстанции установлено, что заселение ответчиков в спорное жилое помещение было осуществлено в связи с трудовыми отношениями Яковлева А.В. с районным отделом внутренних дел и только на период трудовых отношений. Данное обстоятельство никем не оспаривалось.
18 декабря 2000 года Яковлев А.В. был уволен из органов внутренних дел в соответствии со ст. 19 Закона РФ "О милиции" по пункту "В" (по выслуге срока службы, дающей право на пенсию), что подтверждается выпиской из приказа от 18 декабря 2000 года N л/с (л.д. 17).
В настоящее время ответчик не состоит в трудовых отношениях с органами внутренних дел.
Ответчикам было направлено предписание N от 28 апреля 2017 года, которым предложено в добровольном порядке освободить незаконно занимаемое помещение (л.д. 19).
Однако, в добровольном порядке спорное жилое помещение не освобождено.
Согласно выписке из домовой книги, в настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают Яковлев А.В, Яковлева В.В, Яковлев Д.А. (л.д. 9).
Разрешая заявленные администрацией города Твери требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями жилищного законодательства, исходил из того, что после прекращения трудовых отношений право пользования спорным жилым помещением ответчика и членов его семьи также было прекращено, и, установив, что ответчики не подпадают под категорию лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, пришел к выводу о выселении ответчиков.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для выселения ответчиков из спорного жилого помещения, учитывая при этом следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 103 ЖК РФ определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного Закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 43 Постановления от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Таким образом, без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 года), при одновременном наличии следующих условий: указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР; эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, либо иметь право состоять на таком учете в соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ.
При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть к 01 марта 2005 года. В этом случае к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР были определены категории граждан, выселение которых из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения не допускалось, в частности к таковым относились лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (пункт 6). Указанным гражданам подлежало предоставление жилого помещения, отвечающего требованиям статьи 97 настоящего Кодекса.
Как следует из выписки из приказа от 18 декабря 2000 года N л/с (л.д. 17), на момент увольнения Яковлева А.В. из органов внутренних дел выслуга лет для назначения пенсии составила в льготном исчислении 22 года 04 месяца 10 дней.
Согласно приобщенной в заседании суда апелляционной инстанции справке ОБППСП УМВД России по г. Твери от 26 января 2018 года N, Яковлев А.В. проходил службу в органах внутренних дел непрерывно с 01 июля 1981 года (л.д. 204).
Таким образом, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации выселение Яковлева А.В. без предоставления иного жилого помещения не допускалось законом.
Однако, по смыслу ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" юридическое значение имеет не только тот факт, что выселение граждан, проживающих в служебном жилье, не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, либо иметь право состоять на таком учете в соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ.
Из материалов дела усматривается, что Яковлев А.В. с составом семьи 4 человека (он, бывшая супруга ФИО11, сын бывшей супруги ФИО12, сын ФИО13) состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях с 1983 года.
Приказом и.о. Главы администрации Пролетарского района г. Твери от 18 мая 2016 года N Яковлев А.В. с составом семьи 4 человека снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 29).
Данное решение Яковлевым А.В. обжаловано не было, оно не отменено, является действующим.
Согласно информации, поступившей из администраций Заволжского, Центрального и Московского районов города Твери, Яковлев А.В. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит (л.д. 30-32).
Исследуя вопрос о том, могут ли ответчики Яковлевы состоять на таком учете, судебная коллегия исходит из нижеследующего.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно статье 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 ЖК РФ).
Таким образом, право постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях имеют граждане, признанные малоимущими, либо граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента или законом субъекта Российской Федерации категориям. В последнем случае признание граждан малоимущими в целях постановки их на учет нуждающихся не требуется.
Установлено, что ответчики Яковлевы малоимущими не признавались, к иным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях (инвалиды, военнослужащие и т.д.), не относятся.
Сам по себе факт необеспеченности гражданина жилым помещением, занимаемым по договору социального найма или на праве собственности, не является безусловным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, совокупность обстоятельств, установленных статьей 13 Вводного закона, предусматривающих дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, по настоящему делу не установлена.
Учитывая изложенное, поскольку с прекращением трудовых отношений прекращаются правоотношения по найму служебного жилого помещения, то ответчики утратили право пользования спорным жилым помещением, в связи с чем обязаны его освободить.
Поскольку ответчики не относятся к категории лиц, в отношении которых не допускается выселение без предоставления другого жилого помещения, и занимают спорное жилое помещение без правовых оснований, они подлежат выселению без предоставления других жилых помещений на основании ч. 1 ст. 103 ЖК РФ.
В связи с этим судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о выселении ответчиков, полагает необходимым дополнить решение указанием на выселение ответчиков без предоставления других жилых помещений.
В то же время, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда об истребовании спорного жилого помещения из незаконного владения ответчиков, поскольку данный вещно-правовой способ защиты права в рассматриваемом случае не подлежит применению.
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
При этом ни ордер, ни договор найма недействительными признанию не подлежат, а равно не оспаривается законность вселения нанимателя в жилое помещение.
Частью 1 ст. 103 ЖК РФ предусмотрено правовое последствие неисполнения нанимателем обязанности освободить служебное жилое помещение при прекращении трудовых отношений в виде выселения, но не истребования жилого помещения из незаконного владения.
При таких обстоятельствах решение суда в части истребования из незаконного владения Яковлевых квартиры, расположенной по адресу: "адрес", подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данного требования ввиду избрания истцом неверного способа защиты права.
Разрешая встречные требования Яковлевых о признании утраченным спорным жилым помещением статуса служебной квартиры, суд первой инстанции правильно установилюридически значимые обстоятельства и применил нормы жилищного законодательства. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявленного Яковлевыми требования.
Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Согласно ч. 2 ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Материалами дела подтверждается, что спорная квартира была предоставлена Яковлеву А.В. после отнесения ее к служебным жилым помещениям Постановлением Главы администрации Пролетарского района г. Твери N от 25 апреля 1995 года в связи с трудовыми отношениями.
Решение о включении квартиры в состав служебных жилых помещений, принятое уполномоченным органом в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.
С принятием Жилищного кодекса Российской Федерации и введением его в действие с 01 марта 2005 года служебные жилые помещения в силу п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Собственником жилого помещения - муниципальным образованием город Тверь правовой статус служебного жилого помещения за спорным жилым помещением сохранен и оно включено в специализированный жилищный фонд в качестве служебного жилого помещения.
Сведений об исключении спорного жилого помещения из категории специализированного жилищного фонда в установленном жилищным законодательством порядке материалы дела не содержат, стороной истца по встречному иску таких доказательств не представлено.
Заявление Яковлева А.В, направленное в администрацию города Твери, об исключении спорной квартиры из специализированного жилищного фонда оставлено без удовлетворения ввиду того, что заявитель не относится к категории граждан, занимающих жилые помещения, которые подлежат исключению из муниципального специализированного жилищного фонда города Твери на основании п. 7.2 Порядка учета и предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования город Тверь, утвержденного решением Тверской городской Думы от 01 июня 2006 года N (л.д. 24-25).
При таких обстоятельствах встречный иск правомерно оставлен без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергают и о незаконности решения суда не свидетельствуют, сводятся к субъективному толкованию норм материального права. Обстоятельств, влияющих на правильность принятого судом решения, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене решения суда, жалоба не содержит.
Довод апеллянта о том, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения, судебная коллегия не может принять во внимание в качестве основания для отмены решения суда в рассматриваемом случае, поскольку спорное жилое помещение с 1992 года является муниципальной собственностью, решение о признании данной квартиры служебным жилым помещением принималось в 1995 году, то есть, когда квартира уже являлась муниципальной, соответственно, оснований для утраты статуса служебного жилого помещения не имеется.
С учетом изложенного, оспариваемое решение в указанной части, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Твери от 22 ноября 2017 года в части истребования из незаконного владения Яковлева Анатолия Васильевича, Яковлевой Валентины Викторовны, Яковлева Дмитрия Анатольевича квартиры жилой площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной по адресу: "адрес", отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требования об истребовании из незаконного владения Яковлева Анатолия Васильевича, Яковлевой Валентины Викторовны, Яковлева Дмитрия Анатольевича квартиры жилой площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
То же решение суда в части выселения Яковлева Анатолия Васильевича, Яковлевой Валентины Викторовны, Яковлева Дмитрия Анатольевича из жилого помещения - квартиры жилой площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной по адресу: "адрес", дополнить указанием на выселение без предоставления других жилых помещений.
В остальной части решение Пролетарского районного суда г. Твери от 22 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлева Анатолия Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.