Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Ибрагимовой А.М,
судей Сидоренко М.И. и Магомедовой А.М,
при секретаре Искендеровой З.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Махачкале апелляционную жалобу представителя МКУ "Управление по жилищной политике" Буржуновой К.Н. на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 24 августа 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований МКУ "Управление по жилищной политике г.Махачкалы" к Гусейновой Р. М. о выселении из квартиры по адресу: г.Махачкала, "адрес" вселении в квартиру по адресу: г.Махачкала, "адрес", тупик 2, корпус 2, "адрес" отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Сидоренко М.И, заключение прокурора Алиевой Ф.Д, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения судебная коллегия,
установила:
МКУ "Управление по жилищной политике" г.Махачкалы обратилось в суд с иском к Гусейновой Р.М. о выселении с представлением другого благоустроенного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что в целях обеспечения исполнения Указа Президента России от 07.05.2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" на территории г.Махачкалы постановлением Администрации города Махачкалы от 24.04.2014 г. N 898 была утверждена и в настоящее время реализуется муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Махачкалы на 2013-2017 г.г. По этапу программы переселения 2014-2015 г.г. предусматривалось переселение граждан из аварийного жилого дома по "адрес", г.Махачкалы, который был в установленном порядке признан аварийным, подлежащим сносу, и включен в программу переселения. В целях переселения жильцов указанного дома был заключен договор долевого участия в строительстве с застройщиком ООО "Гранит" Гусейновой P.M. Постановлением Администрации г.Махачкалы от 03.10.2016 г. N 1928 предоставлена равноценная жилая площадь - 2-х комнатная "адрес" общей площадью 70,7 кв.м. по "адрес", тупик 2, корпус 2, "адрес". Данное жилое помещение является благоустроенным, однако от подписания договора мены жилых помещений и переселения в предоставленное благоустроенное жилье ответчик отказывается.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Буржунова К.Н. просит отменить указанное решение суда как незаконное, необоснованное, вынесенное в результате неправильного применения норм материального и процессуального права.
В обоснование указывает, что судом не было предпринято мер к оценке предоставляемого жилья и изымаемого жилья, со стороны органов местной власти были гарантированы равноценность и благоустроенность предлагаемого жилья, соблюдены все требования о нахождении предлагаемого взамен жилья не только в черте того же городского поселения, но и фактически в районе проживания. Согласно акту обследования межведомственной комиссии, от 14.12.2011г. многоквартирный жилой дом по адресу: г.Махачкала, "адрес" признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Также имеется заключение от 14.12.2011г. о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания. На основании заключения специалиста спорный жилой дом непригоден для дальнейшей эксплуатации. В данном случае требования положений и закона о признании домов ветхо-аварийными органом местного самоуправления выполнены, однако указанные доводы истца не нашли свое отражение в решении суда, им не дана оценка. Ссылка суда на то, что ответчику о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу стало известно из ответа МКУ "Управление по жилищной политике" г. Махачкалы от 19.08.2016 г. N 996 является несостоятельной. Эти доводы также не нашли свое отражение в решении суда, и им не дана оценка.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что в 2014г. все жильцы спорного многоквартирного дома подписали предварительные договора о переселении в другое благоустроенное жилое помещение. Тем самым, отказавшись в последующем исполнять обязательства по исполнению предварительных договоров, они проявили свою недобросовестность.
Постановлением Правительства РД от 25 июня 2013 г. N 326 утверждена Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в РД в 2013-2015 годах", в том числе и в части касающейся "адрес" г. Махачкалы.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Следовательно, ответчик знал еще в 2013 г, что дом включен в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в РД в 2013-2015 годах" и при рассмотрении заявления об оспаривании постановления Главы города Махачкалы суд обязан был руководствоваться трехмесячным сроком обжалования, установленным ст.256 ГПК РФ, который исчисляется со дня вынесения постановления.
Указанное постановление Правительства было официально опубликовано в приложение к газете "Дагестанская правда" за N 208 от 03.07.2013 г, а также опубликовано в Собрании Законодательства РД от 28.06.2013 г. N 12 стр.822.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению. В полном объеме не определены и не установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам не дана полная правовая оценка в их совокупности.
На заседании суда апелляционной инстанции не явились стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции с учетом следующего.
Как усматривается из материалов дела, согласно заключению межведомственной комиссии от 14 декабря 2011 года многоквартирный дом по адресу: г.Махачкала, "адрес" признан непригодным для проживания и подлежит сносу.
Согласно постановлению главы г. Махачкалы от 30.12.2011г. утверждены акты межведомственной комиссии.
Из акта обследования помещения от 14 декабря 2011 года N 198 межведомственной комиссии, назначенной Постановлением главы г.Махачкалы от 1 ноября 2011г. N 3384, следует, что многоквартирный "адрес" в г.Махачкале признан непригодным для проживания и подлежит сносу.
Согласно постановлению администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 31 августа 2017 года о переселении собственников и нанимателей жилых помещений из аварийных домов, в том числе из "адрес" г. Махачкала, в связи с принятием в эксплуатацию многоквартирных жилых домов по адресу: г. Махачкала, "адрес", тупик 2, корпус 1, "адрес", Бейбулатова, тупик 2, корпус 2, "адрес", построенных в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа "город Махачкала" на 2013-2017 годы, оформления права муниципальной собственности администрацией города принято решение о переселении собственников и нанимателей жилых помещений из аварийных домов в жилые помещения вновь построенного многоквартирного дома по адресу: г. Махачкала, "адрес", тупик 2, корпус 1, "адрес", тупик 2, корпус 2, "адрес".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Гусейновой Р.М. принадлежит 3-х комнатная квартира по адресу: г. Махачкала, "адрес" на праве собственности от 29.12.2006 г.
Вопросы переселения граждан из аварийного жилищного фонда регулируются ст.32 ЖК РФ, согласно ч.10 которой признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 данного кодекса.
Следовательно, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.
В силу ч.8 ст. 32 ЖК РФ другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этим органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
В соответствии с п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;
Соблюдение предусмотренной ч.ч.2-4 ст.32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч.2 ст.32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.3 ст.32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч. 4 ст.32 ЖК РФ).
При этом, исходя из положений ч.4 ст.32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
Между тем, как усматривается из материалов дела, каких-либо данных о том, что истец предлагал выкупить у Гусейновой Р.М. принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение в установленном законом порядке, и она отказалась от выкупа, не имеется. Такие доказательства не представлены истцом и в суде апелляционной инстанции.
Кроме того, истцом не представлены доказательства подтверждающие принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения о принятом решении об изъятии.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что Гусейнова Р.М. отказалась от переселения в предложенную квартиру и, учитывая вышеназванные нормы закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоблюдении истцом процедуры переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренный жилищным законодательством, обоснованно отказав в удовлетворении исковых требований.
С данным выводом суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия, поскольку он основан на законе и подтвержден материалами дела.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от 24 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МКУ "Управление по жилищной политике" Буржуновой К.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.