Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Хаваева А.Г., Хираева Ш.М., при секретаре Абакаровой Р.А., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО7 к МФЦ Гунибского района о признании бездействия, выразившегося в несвоевременном оказании услуги по государственной регистрации права собственности на земельные участки с домами в "адрес", незаконным и обязании завершения оформления права собственности, по апелляционной жалобе административного истца ФИО7 на решение Гунибского районного суда РД от "дата", которым отказано в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К, пояснения административного истца ФИО7, руководителя административного ответчика ФГАУ РД "МФЦ в РД" по Гунибскому району Султанова А.С, представителя административного ответчика Газимагомедову М.Г. по доверенности, судебная коллегия
установила:
ФИО7 обратился в суд с приведенным выше административным иском, мотивируя требования тем, что "дата" он обратился в МФЦ по Гунибскому району с заявлениями о государственной регистрации права собственности на два земельных участка с домами, доставшимися ему по наследству, расположенных в "адрес". Согласно регламенту муниципальная услуга должна быть оказана в срок 110 дней с момента подачи документов. Однако услуга ему до сих пор не оказана. На его обращения в МФЦ обещают завершить оформление права собственности в ближайшее время. Данное бездействие МФЦ по Гунибскому району противоречат Административному регламенту, нарушает его права и законные интересы, препятствуют закреплению его прав на домовладения с земельными участками и свободному распоряжению ими.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска, об отмене которого просит административный истец ФИО7 по доводам апелляционной жалобы.
В письменных возражениях руководителем ФГАУ РД "МФЦ в РД" по Гунибскому району Султановым А.С. указывается о законности и обоснованности решения суда и о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии административный истец ФИО7 поддержал доводы апелляционной жалобы и просил их удовлетворить. Представители административного ответчика ФГАУ РД "МФЦ в РД" по "адрес" - руководитель Султанов А.С. и Газимагомедова М.Г. по доверенности просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё в совокупности с доказательствами по делу, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ и ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о регистрации недвижимости) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (ч. 3 ст. 1). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ (ч. 6 ст. 1 Закона).
Порядок проведения государственной регистрации права определен в ст. 29 Закона о регистрации недвижимости, согласно которой государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав; установление отсутствия оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в ЕГРН при отсутствии указанных оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав; выдача документов о государственной регистрации прав.
Согласно Указу Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" функции по организации Единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции закона, действовавшей в период подачи административным истцом документов в МФЦ РД по Гунибскому району) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в том числе и через многофункциональный центр. В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов через многофункциональный центр работник многофункционального центра, принявший заявление и указанные документы, должен удостовериться в личности заявителя (представителя правообладателя, стороны сделки), засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении, а также составить и заверить своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества опись принятых заявления и прилагаемых к нему документов. Заявление, подаваемое через многофункциональный центр, подписывается заявителем (представителем правообладателя, стороны сделки) в присутствии работника многофункционального центра.
Аналогичное предусматривается и положениями ст. 18 указанного выше Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции закона, действующей с 01.01.2017).
Из материалов дела усматривается, что административный истец Бутаев A.M. обратился "дата" в МФЦ РД по Гунибскому району с заявлениями об осуществлении государственной регистрации прав на земельные участки и домовладения, расположенные в "адрес". Документы были приняты оператором МФЦ Чупаловым М.Ч.
"дата" после получения кадастрового паспорта земельного участка МФЦ РД по Гунибскому району документы были отправлены в Управление Росреестра по РД для осуществления государственной регистрации права собственности.
Из претензионных писем усматривается, что МФЦ РД по Гунибскому району дважды ( "дата" и "дата") обращался в Управление Росреестра по РД с напоминанием о нарушении сроков выдачи результатов оказания услуги. В списках дел, которые находятся на исполнении в Росреестре, значится и дело административного истца Бутаева A.M.
Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации от "дата" N Буйнакский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по РД уведомляет административного истца ФИО7 о приостановлении осуществления действий по регистрации права собственности Бутаева A.M, начиная с "дата" до "дата", из-за несоответствия требованиям законодательства формы и содержания документа, представленного для осуществления государственной регистрации права.
Из сообщения об отказе в государственной регистрации от "дата" N следует, что Управление Росреестра по РД отказывает Бутаеву A.M. в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с не устранением в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 3.7 должностного регламента оператора ГАУ РД "МФЦ в РД" оператор обязан своевременно информировать заявителей о ходе предоставления услуги в виде телефонных звонков, смс-сообщений и сообщений в электронной форме, отображать звонки в программе.
В судебном заседании первой инстанции административным истцом Бутаевым A.M. подтверждено, что операторы МФЦ РД по Гунибскому району по телефону каждый раз информировали его о ходе предоставления услуг, о задержке в предоставлении услуги и их причинах, а также о необходимости явиться в МФЦ за получением поданных истцом документов и уплаченной государственной пошлины, в связи с отказом в регистрации права собственности.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд правомерно руководствовался тем, что установленные выше факты свидетельствуют о соблюдении административным ответчиком административных процедур, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Бездействия, указываемого административным истцом ФИО7 о несвоевременном оказании услуги по государственной регистрации права собственности на земельные участки с домами, со стороны административного ответчика МФЦ Гунибского района, не установлено.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела. Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. При таких обстоятельствах решение суда является законным, постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Обсуждая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия с ними не соглашается, поскольку доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции. Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ к отмене или изменению решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гунибского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.