Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В,
судей Варнавского В.М, Юрьевой М.А,
при секретаре Богдан Л.Ф,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика МО МВД России "Славгородский" на решение Славгородского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску Бастанова Самата Жумажановича к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, ИВС межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Славгородский" о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Юрьевой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бастанов С.Ж. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации и ИВС МО Министерства внутренних дел Российской Федерации "Славгородский" (далее - МО МВД России "Славгородский") о компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец содержался в камере *** ИВС МО МВД России "Славгородский", где условия содержания под стражей не соответствовали требованиям закона, поскольку стены покрыты цементной штукатуркой, использование которой в жилых помещениях запрещено; камера находилась в антисанитарных условиях; в камере отсутствовал санузел, оборудованный с соблюдением требований приватности; отсутствовали горячая вода и водонагревательные приборы; постельное белье не выдавалось и своевременно не менялось; оконный проем в камере был небольшого размера, а поэтому естественное освещение не соответствовало предъявляемым нормативам; в камере отсутствовала вентиляция.
Кроме того, камера *** не соответствовала санитарной норме по площади, полагающейся на одного человека, в ней одновременно содержалось 6 человек. Камера не была оборудована радиоточкой, не выдавались книги и настольные игры.
По изложенным основаниям, истец просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Решением Славгородского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Бастанова С.Ж. удовлетворены частично. Взыскана с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Бастанова Самата Жумажановича компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей за ненадлежащие условия содержания под стражей в ИВС МО МВД России "Славгородский".
В остальной части иска в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик МО МВД России "Славгородский" выражает несогласие с принятым решением, просит решение суда в части взыскания компенсации морального вреда с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации изменить, взыскать компенсацию морального вреда с Министерства финансов Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации поддержала доводы возражений, просила решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежаще, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено судебной коллегий в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327-1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания в спорный период регламентировались Федеральным законом Российской Федерации от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", утвержденных приказом Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) от 22.11.2005 N 950.
В силу ст. 7 Закона N 103-ФЗ, местом содержания под стражей являются, в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В соответствии со ст. 4 Федерального Закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей.
На основании ст.23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также, по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В силу ст.24 вышеуказанного Закона, оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с пунктами 42 - 43 "Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950 подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
В силу пункта 45 "Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно положениям Свода правил 12-95 МВД России (СП 12-95) камеры должны иметь естественное освещение. Приказом МВД РФ от 07.03.2006 N 140-дсп утверждены Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Данным Приказом предусмотрено, что камеры, карцеры, медицинские изоляторы должны иметь естественное освещение, а также искусственное с использованием электроламп.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (ст. 1110 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как установлено ст.125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), применительно к рассматриваемому спору, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Подпункт 12.1 пункта 1 статьи 158 БК РФ предусматривает, что главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Подпунктом 100 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699, установлено, что МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, а также с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Бастанов С.Ж. содержался в камере *** ИВС МО МВД России "Славгородский". Иные оспариваемые периоды содержания Бастанова С.Ж. в ИВС МО МВД России "Славгородский", указанные в иске, не нашли своего подтверждения.
Площадь камеры *** составляет 7,4 кв.м, соответственно она предназначена для содержания лишь одного человека, вместе с тем из акта состояния и технической укрепленности данной камеры следует, что фактически в ней оборудовано 4 индивидуальных спальных места.
При подготовке дела судебному разбирательству МО МВД России "Славгородский" судом предложено представить документы о покамерной рассадке лиц в оспариваемый период, однако информации о том, что истец в оспариваемый период содержался в камере *** один, суду не представлено.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, обоснованно установилнарушение требований закона в камере *** ИВС МО МВД России "Славгородский" в период содержания истца, норма санитарной площади в камере на одного человека составляла менее четырех квадратных метров. Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Судом верно приняты во внимание доводы истца о недостаточном естественном освещении в камере ***. В указанной камере имеется оконный проем с естественным дневным освещением и форточкой, однако, в силу СП 12-95 естественное освещение в камерах следует принимать согласно требованиям СНиП. При этом отношение площади световых проемов этих помещений к площади пола должно быть не менее 1:8. Размеры оконных проемов в ИВС и спецприемниках должны составлять не менее 1,2 м по высоте и 0,9 м по ширине (п.17.11). Из представленного акта следует, что оконный проем в камере *** ИВС указанным требованиям не соответствует, так как его размер составляет 60 см по ширине х 70 см по высоте, отношение площади световых проемов к площади пола менее 1:8.
Причинение при таких нарушениях нравственных страданий предполагается и подлежит доказыванию лишь размер компенсации морального вреда.
В связи с этим, доводы ответчика об отсутствии доказательств причинения истцу нравственных и физических страданий, является ошибочным.
Вина государства заключается в необеспечении надлежащих условий содержания, что является основанием для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд обоснованно принял во внимание характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, период его нахождения в изоляторе временного содержания в оспариваемый период, характер отступлений от установленных норм и с учетом требований разумности и справедливости взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
Судебная коллегия не усматривает оснований для пересмотра такого размера компенсации морального вреда.
Доводы жалобы о неверном определении судом надлежащего ответчика основаны на неверном толковании материального закона и противоречат практике Верховного Суда Российской Федерации, поскольку вред истцу причинен в ИВС МО МВД России "Славгородский", надлежащим ответчиком по делу будет являться МВД РФ, как главный распорядитель средств федерального бюджета.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения, не усматривается.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Славгородского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика МО МВД России "Славгородский" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.