Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего Зацепина Е.М,
при секретаре Морозовой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
"данные изъяты". обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости земельного участка; возложить обязанность на административных ответчиков внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере "данные изъяты". и является завышенной, что подтверждается отчетом об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку расчет земельного налога производится с учетом кадастровой стоимости земельного участка.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили, в связи с чем, в соответствии со статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Согласно телефонограмме, административный истец "данные изъяты" просила рассмотреть дело в ее отсутствие, просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, согласно заключению судебной экспертизы в сумме "данные изъяты"
Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что "данные изъяты" согласно свидетельству о государственной регистрации права принадлежит на праве собственности указанный земельный участок.
Вид разрешенного использования земельного участка был изменен согласно акту определения кадастровой стоимости земельного участка, утвержденному ДД.ММ.ГГ на использование под объекты розничной торговли (л.д.136).
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.Таким образом, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет согласно выписке из ЕРГН "данные изъяты". Датой определения кадастровой стоимости в данном случае является ДД.ММ.ГГ.
По ходатайству представителя административного истца по делу была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ. Из заключения эксперта *** от ДД.ММ.ГГ, проведенного "данные изъяты"", которое отвечает требованиям статьи 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", следует, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на указанную дату составляет "данные изъяты"
Исследовав заключение судебной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу, что данное доказательство является относимым, допустимым, достоверным, полученным в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, проведено компетентным специалистом в области оценки, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержание заключения является ясным и непротиворечивым, поэтому на основании этого заключения, а не на основании представленных при обращении в суд отчета об оценке с экспертным заключением, возможно установить рыночную стоимость земельного участка.
При этом суд также принимает во внимание, что административным ответчикам и заинтересованным лицам была предоставлена возможность заблаговременно ознакомиться с экспертным заключением, однако они своим правом не воспользовались, доказательства иной рыночной стоимости земельного участка не представили суду, равно как не представили доказательств недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, определенной экспертом.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с экспертным заключением "данные изъяты"
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований о возложении на ответчиков, а также на ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю обязанности внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив в отношении участка заявленный размер кадастровой стоимости.
В силу положений статьи 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности" соответствующая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Соответственно, на момент рассмотрения дела в суде основания для удовлетворения названного требования отсутствуют.
Руководствуясь ст. 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты", поданное ДД.ММ.ГГ, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости земельного участка - "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.М. Зацепин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.