Заместитель председателя Алтайского краевого суда Лобова О.А., рассмотрев жалобу временно исполняющего обязанности руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю Зайцева В. И. на вступившие в законную силу решение судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 27 сентября 2017 года, постановление мирового судьи судебного участка N 4 Индустриального района г.Барнаула от 5 июля 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Голдыревой Ю. А, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженки "адрес", проживающей по адресу: "адрес", заместитель главного врача по медицинской части краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 12, г.Барнаул",
в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 19 мая 2017 года, составленному начальником отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю Москвитиной И.В, 18 мая 2017 года в 10 часов при проведении на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Алтайскому краю Трешутина В.А. от 21 апреля 2017 года N П22-194/17 внеплановой документарной проверки краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 12, г.Барнаул" (далее - КГБУЗ "Городская поликлиника N 12, г.Барнаул"), осуществляющего медицинскую деятельность на основании лицензии от 5 августа 2016 года N ЛО-22-01-004239, расположенного по адресу: г.Барнаул, ул.Благовещенская, д.4 (в связи с обращением Ф.И.О. 1 по вопросу некачественного оказания медицинской помощи несовершеннолетнему Ф.И.О. 2), выявлено, что заместитель главного врача по медицинской части указанного медицинского учреждения Голдырева Ю.А. допустила нарушения лицензионных требований, предусмотренных пп. "а", "б" п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), выразившиеся в том, что:
- в период с 24 июля 2015 года по 18 мая 2017 года Ф.И.О. 2, страдающему детским церебральным параличом, не были оказаны медицинские услуги по лечению заболевания, контролю за лечением (прием (осмотр, консультация) врача по лечебной физкультуре; осмотр (консультация) врача-физиотерапевта; прием (тестирование, консультация) медицинского психолога повторный; медико-логопедическое исследование при дисфагии; медико-логопедическое исследование при дизартрии; медико-логопедическая процедура при дисфагии; медико-логопедическая процедура при дизартрии; арттерапия; психологическая коррекция; процедуры по адаптации к условиям микросреды; процедуры по адаптации к условиям макросреды; воздействие синусоидальными модулированными токами (СМТ); воздействие переменным магнитным полем (ПеМП); лечебная физкультура при заболевании центральной нервной системы и головного мозга; механотерапия при заболеваниях центральной нервной системы и головного мозга; воздействие парафином (озокеритом) при заболеваниях центральной нервной системы; массаж при заболеваниях центральной нервной системы);
- не организовано проведение в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития профилактических медицинских осмотров, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования: в возрасте 10 лет (1 июня 2013 года - 31 мая 2014 года) ребенок не был осмотрен врачами-специалистами: детским хирургом, детским стоматологом, детским эндокринологом, травматологом-ортопедом, офтальмологом, оторинолангологом, детским психиатром, не выполнены общий анализ крови, общий анализ мочи, исследование уровня глюкозы в крови, электрокардиография; в возрасте 11 лет (1 июня 2014 года - 31 мая 2015 года) ребенку не проведены осмотры детским хирургом, офтальмологом, не выполнено исследование уровня глюкозы в крови; в возрасте 12 лет (1 июня 2015 года - 31 мая 2016 года) ребенок не осмотрен детским урологом-андрологом;
- при периодическом снижении с февраля 2010 года уровня гемоглобина (Hb) в крови, требующем назначения лекарственных железосодержащих препаратов, Ф.И.О. 2, по состоянию на 18 мая 2017 года не проведены необходимые мероприятия с целью дифференциальной диагностики анемии, в том числе лабораторные исследования (определение количества ретикулоцитов, эритроцитов, цветового показателя, среднего объема эритроцита, среднего содержания Hb в эритроците, средней концентрации Hb в эритроците, концентрации сывороточного железа, общей железосвязывающей способности сыворотки коэффициента насыщения трансферрина железом, концентрации сывороточного ферритина, растворимых трансферриновых рецепторов, уровня фолиевой кислоты в эритроцитах, анализ крови биохимический, в том числе уровня билирубина в крови (в истории развития имеется единственный результат биохимического анализа крови от 27 июня 2016 года); консультации врачами - гематологом, гастроэнтерологом; комплексное ультразвуковое исследование внутренних органов (выполнено однократно 12 августа 2010 года);
- Ф.И.О. 2, имеющий право на государственную социальную помощь в виде предоставления социальных услуг, в течение 2010-2017 годов не был обеспечен лекарственными препаратами (при назначении медикаментозной терапии выписывались рецепты на лекарственные препараты, в том числе на препараты, назначаемые врачом-неврологом для лечения детского церебрального паралича, на железосодержащие препараты для лечения анемии, на препараты, назначенные врачом-педиатром при лечении острой респираторной вирусной инфекции), врачами-специалистами назначались лекарственные препараты, не включенные в перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (пантогам, танакан, линекс, бромгексин, синупрет, мирамистин, полидекса и др.);
- не соблюдалось Положение об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по КГБУЗ "Городская поликлиника N 12, г.Барнаул", утвержденное главным врачом медицинского учреждения 4 августа 2015 года (по результатам внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, осуществленного врачебной комиссией КГБУЗ "Городская поликлиника N 12, г.Барнаул" при изучении случая оказания медицинской помощи Ф.И.О. 2 не в полном объеме оценено соответствие оказанной медицинской помощи утвержденным федеральным стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, соответственно, не установлены все вышеуказанные нарушения, включая факты несоблюдения Порядка оказания педиатрической помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 года N 366н, в сложной и конфликтной ситуации, требующей комиссионного рассмотрения, не было принято решение по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации Ф.И.О. 2, не в полном объеме проведена оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, не разработаны необходимые мероприятия по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациента).
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Решением судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 27 сентября 2017 года постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба начальника отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю Москвитина И.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, временно исполняющий обязанности руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю Зайцев В.И, направивший дело на рассмотрение мировому судье, просит отменить вынесенные по делу судебные акты, возвратить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что вмененные нарушения совершены Голдыревой Ю.А. в сфере законодательства об охране здоровья граждан, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год, факт совершения вмененного административного правонарушения доказан.
Голдырева Ю.А. просит судебные акты оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
В силу подп. "а", "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Из материалов дела усматривается, что постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Индустриального района г.Барнаула от 5 июля 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главного врача по медицинской части КГБУЗ "Городская поликлиника N 12, г.Барнаул" Голдыревой Ю.А. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку мировой судья, оценив представленные доказательства, в том числе должностную инструкцию, Положение об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по КГБУЗ "Городская поликлиника N 12, г.Барнаул", утвержденное главным врачом медицинского учреждения 4 августа 2015 года, пришел к выводам о том, что само по себе непроведение проверки качества оказания медицинской помощи Ф.И.О. 2 за вмененный в вину период не свидетельствует о нарушении Голдыревой Ю.А. лицензионных требований, поскольку последней экспертиза качества медицинской деятельности проводилась в соответствии с названным Положением, а нарушения при оказании медицинской помощи были допущены иным должностным лицом.
Судья районного суда, соглашаясь с выводами мирового судьи, дополнительно указал на то, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности истек, в связи с чем обсуждение вопроса о вине заместителя главного врача по медицинской части КГБУЗ "Городская поликлиника N 12, г.Барнаул" Голдыревой Ю.А. не допускается.
Объектом посягательства по настоящему делу, вопреки утверждению в жалобе, является порядок соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли.
Таким образом, по данному делу об административном правонарушении предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении заместителя главного врача по медицинской части КГБУЗ "Городская поликлиника N 12, г.Барнаул" Голдыревой Ю.А. дела об административном правонарушении, имели место 18 мая 2017 года.
Следовательно, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу истек.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений вышеприведенных норм права по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения по делу об административном правонарушении, по которому прекращено производство, обсуждаться не может.
Доводы жалобы направлены на установление вины заместителя главного врача по медицинской части КГБУЗ "Городская поликлиника N 12, г.Барнаул" Голдыревой Ю.А. в совершении вмененного административного правонарушения, что за пределами срока давности привлечения к административной ответственности исключается.
Более того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке ст. 30.13 названного Кодекса вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Эта правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст.ст. 50, 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (04 ноября 1950 года, г.Рим), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Таким образом, жалоба временно исполняющего обязанности руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю Зайцева В.И. об отмене вступившего в законную силу постановления мирового судьи судебного участка N 4 Индустриального района г.Барнаула от 5 июля 2017 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главного врача по медицинской части КГБУЗ "Городская поликлиника N 12, г.Барнаул" Голдыревой Ю.А. прекращено, удовлетворению не подлежит также и потому, что в данном случае это приведет к ухудшению положения лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.13 и п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Индустриального района г.Барнаула от 5 июля 2017 года, решение судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 27 сентября 2017 года оставить без изменения, жалобу временно исполняющего обязанности руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю Зайцева В. И. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда О.А. Лобова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.