Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грибовой Е.Н., судей Гончаровой О.С. и Канивец Т.В., при секретаре Распитине А.С. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе Волкова М.В. на решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 21 августа 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Волкова М.В. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказ Департамента городского имущества г. Москвы, выраженный в письме от.., об обязании предоставить жилое помещение в гор. Москве в рамках программы купли- продажи с рассрочкой платежа, взыскании убытков отказать,
УСТАНОВИЛА:
Волков М.В. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказ Департамента городского имущества г. Москвы, выраженный в письме от.., об обязании предоставить жилое помещение в г. Москве в рамках программы купли-продажи с рассрочкой платежа, взыскании убытков, мотивируя свои требования тем, что с... состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по общим основаниям, однако жилым помещением до настоящего времени не обеспечен. Истец просил обязать ответчика предоставить жилое помещение в рамках программы купли-продажи с рассрочкой платежа и взыскать с ответчика убытки в размере...
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, с ходатайством об отложении не обращался, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, с ходатайством об отложении не обращалась, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Волков М.В.
Проверив материалы дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии Волкова М.В, извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителя Департамента городского имущества города Москвы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованием действующего законодательства и представленными доказательствами.
Судом установлено, что Волков М.В. с... г. на основании обменного ордера проживает в коммунальной квартире, где занимает комнату... кв. м, расположенной по адресу:...
С... года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "общие основания". Извещением от... г. в учетное дело были внесены изменения и указано, что семья Волкова М.В. в составе 2-х человек состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Письмом от... Волкову М.В. сообщено, что решение о предоставлении жилого помещения будет принято в установленном порядке.
Согласно заявления Волкова М.В. он по выбранному способу улучшения жилищных условий до настоящего времени не обеспечен.
Разрешая заявленные требований и вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст.ст. 15, 49, 51, 57 ЖК РФ, Законом гор. Москвы от 14.06. 2006 г. N 29 "Об обеспечения права жителей гор. Москвы на жилые помещения".
В соответствии со ст.49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
В силу ст. 17 Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категорий граждан, установленных настоящим Законом.
Вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, а также иным категориям жителей города Москвы, установленным федеральным законодательством; жителям города Москвы, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с п. 8 раздела 1 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина-(нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведении государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений в виде заключения: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Таким образом, оценку соответствия жилого помещения установленным для жилых помещений требованиям дает уполномоченный орган - межведомственная комиссия, создаваемая в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
На уровне местного самоуправления решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилищный фонд является муниципальным либо принадлежит гражданам на праве собственности.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу, что исковые требования Волкова М.В. удовлетворению не подлежат, т.к. истец правом на внеочередное предоставление жилья не обладает, состоит в списке очередников нуждающихся в улучшение жилищных условий. Предоставление жилого помещения, фактически минуя очередность, противоречило бы закону. Сроки предоставления жилых помещений гражданам в первоочередном порядке законом не предусмотрены. При таких обстоятельствах, право истца на получение жилья в первоочередном порядке на день рассмотрения дела не нарушены. Преимущественным правом по отношению к другим лицам, также имеющим право на первоочередное и внеочередное получение жилого помещения, принятым на учет и включенным в соответствующие списки ранее Волкова М.В, последний не имеет.
Таким образом, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в судебном порядке, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме не имеется.
Судебная коллегия полностью согласна с выводами суда первой инстанции. Разрешая спор, суд проверил доводы сторон и правильно установилзначимые по делу обстоятельства. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что номер очереди истца по программе приобретения жилья по договору купли-продажи не уменьшается, а увеличивается, не может быть принят во внимание, поскольку требования Волкова М.В. свидетельствуют о предоставлении ему жилой площади по выбранной программе вне очереди. Однако суд правильно указал, что данным правом он не обладает.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда гор. Москвы от 21 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волкова М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.