Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Пашкевич А.М.
и судей Зениной Л.С, Бабенко О.И.
при секретаре Бастрон И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашкевич А.М.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Безрукова И.А. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 02 октября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Безрукова И.А. к Префектуре ЮАО г. Москвы, Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы о признании недействительным решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы отказать,
установила
:
Безруков И.А. обратился в суд с иском к Префектуре ЮАО г. Москвы, Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы о признании недействительным решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы от 03 октября 2016 года. В обоснование заявленных требований истец указал, что 20 июля 1988 года Исполнительным комитетом Советского районного Совета народных депутатов г. Москвы принято решение N 2743 "О размещении открытой, неохраняемой, временной автостоянки районному Совету Всероссийского добровольного общества автомобилистов (ВДОАМ) N 73 по Севастопольскому проспекту, строение 5, корп. 3", в соответствии с которым было разрешено строительство временной неохраняемой автостоянки на 50 машиномест за счет средств автолюбителей. На основании решения Исполкома Моссовета N 2814 от 27 декабря 1988 года на базе Московского отделения Всероссийского добровольного общества автомобилистов (ВДОАМ) была создана Региональная общественная организация "Московский городской союз автомобилистов" (РОО "МГСА"). В соответствии с эскизным проектом размещения временной крытой автостоянки, утвержденным 27 декабря 1999 года, автостоянка рассчитана на 168 индивидуальных гаражей, все пользователи указанных гаражей являются членами РОО "МГСА". Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 11 июня 2010 года N2276-1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, Севастопольский проспект, вл. 7, корп. 6 на кадастровой карте территории" утверждена схема расположения земельного участка, установлено разрешенное использование земельного участка - земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок. Пользователям автостоянки - членам РОО "МГСА" выданы регистрационные паспорта, подтверждающие передачу машиномест в пользование. По мнению истца, решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы от 03 октября 2016 года, которым предписано демонтировать незаконно размещенные объекты - металлические гаражи, расположенные по адресу: г. Москва, Севастопольский пр-т, вл. 7, является незаконным, поскольку благоустроенная автостоянка не является объектом самовольного строительства, так как расположена на специально выделенном для этой цели земельном участке. С 1989 года истец владеет и пользуется гаражом, осуществляет ежегодные членские взносы и иные платежи, предусмотренные Уставом и Правилами пользования автостоянками и гаражами РОО "МГСА", расходуемые на оплату земельного налога, работ по благоустройству и т.д.
Истец Безруков И.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Региональной общественной организации "Московский городской союз автомобилистов" (РОО "МГСА") в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит истец Безруков И.А. по доводам апелляционной жалобы.
Представители ответчиков Префектуры ЮАО г. Москвы и Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем в соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Безрукова И.А. и его представителя адвоката Удалищева И.С, представителя третьего лица Региональной общественной организации "Московский городской союз автомобилистов" (РОО "МГСА") по доверенности Антонова Ю.П, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
При рассмотрении данного дела суд правильно руководствовался ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 20 Устава города Москвы, ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1.1, 2.1 Положения об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 31 мая 2011 года N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы", Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом округа в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности г. Москвы, объектов, не являющихся объектами капитального строительства. Основной задачей Окружной комиссии является рассмотрение фактов самовольного строительства (реконструкции) в соответствии с Положением об окружной комиссии.
В соответствии с п. п. 2.2.1, 2.2.2 Положения комиссия вправе принимать решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов; о направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в случае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества, и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества.
Как усматривается из материалов дела, 20 июля 1988 года Исполнительным комитетом Советского районного Совета народных депутатов г. Москвы принято решение N 2743 "О размещении открытой, неохраняемой, временной автостоянки районному Совету Всероссийского добровольного общества автомобилистов (ВДОАМ) N73 по Севастопольскому проспекту, строение 5, корп. 3", в соответствии с которым было разрешено строительство временной неохраняемой автостоянки на 50 машиномест за счет средств автолюбителей.
В соответствии с п. п. 2.2, 2.5, 2.6 указанного решения на первичную организацию ВДОАМ была возложена обязанность: заключить с отделом районного архитектора договор на временное пользование участком; запретить на автостоянке строительство каких-либо сооружений и ее асфальтирование; в случае необходимости использования территории для других целей - освободить участок без компенсации производственных затрат.
Истец в судебном заседании указывал на то, что на основании решения Исполкома Моссовета N2814 от 27 декабря 1988 года на базе Московского отделения Всероссийского добровольного общества автомобилистов (ВДОАМ) была создана Региональная общественная организация "Московский городской союз автомобилистов" (РОО "МГСА").
В соответствии с эскизным проектом размещения временной крытой автостоянки, утвержденным 27 декабря 1999 года, автостоянка рассчитана на 168 индивидуальных гаражей, все пользователи указанных гаражей являются членами РОО "МГСА".
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 11 июня 2010 года N 2276-1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, Севастопольский проспект, вл. 7, корп. 6 на кадастровой карте территории" утверждена схема расположения земельного участка, установлено разрешенное использование земельного участка - земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.
Пользователям автостоянки - членам РОО "МГСА" выданы регистрационные паспорта, подтверждающие передачу машиномест в пользование.
03 октября 2016 года О кружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы принято решение: п ризнать, что объекты (металлические гаражи), расположенные по адресу: г. Москва, Севастопольский пр-т, вл. 7, размещены в отсутствии документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства; ГБУ "Автомобильные дороги ЮАО" совместно с Управой Донского района в установленном порядке демонтировать незаконно размещенные объекты.
По мнению истца, решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы от 03 октября 2016 года является незаконным, поскольку благоустроенная автостоянка не является объектом самовольного строительства, так как расположена на специально выделенном для этой цели земельном участке. С 1989 года истец владеет и пользуется гаражом, платит ежегодные членские взносы и иные платежи, предусмотренные Уставом и Правилами пользования автостоянками и гаражами РОО "МГСА", расходуемые на оплату земельного налога, работ по благоустройству и т.д.
В ходе судебного разбирательства истец пояснил, что по адресу: г. Москва, Севастопольский пр-т, стр. 5, корп. 3 установлен металлический гараж, между тем право собственности на гараж не оформлялось.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Между тем, допустимых доказательств в подтверждение доводов о том, что гараж является объектом капитального строительства, и на него зарегистрировано право собственности истца, а также оформлены земельно-правовые отношения, суду не представлено.
Также суд принял во внимание, что право на размещение автостоянки было предоставлено Совету ВДОАМ (ныне - МГСА) во временное пользование.
Доводы истца о том, что О кружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы принято решение в отношении металлических гаражей, расположенных по адресу: г. Москва, Севастопольский пр-т, вл. 7, тогда как его гараж расположен по адресу: г. Москва, Севастопольский пр-т, д. 5, корп. 3, судом признаны несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства являются технической ошибкой и не являются законным основанием для признания решения О кружной комиссии недействительным.
Кроме того, согласно акта осмотра территории по адресу: Севастопольский пр-т, д. 7 корп. 6 (Севастопольский пр-т, д. 5-3) от 08 сентября 2017 года, составленного комиссией в составе представителей: начальника отдела ЖКХиБ Управы Донского района Горбунова А.И, консультанта отдела ЖКХиБ Управы Донского района Мотрунич А.И, начальника отдела благоустройства ГБУ "Жилищник Донского района" Диткина М.Ю, в настоящее время на территории по вышеуказанному адресу находится 168 металлических гаражей, что подтверждает сведения, изложенные в выписке из протокола заседания Окружной комиссии.
Вывод суда первой инстанции о том, что решение о демонтаже гаражей принято в установленном порядке на основании решения компетентного органа - Окружной комиссии в соответствии с нормами действующего законодательства и ПостановленияПравительства Москвы от 02 ноября 2012 года N 614-ПП, является правильным, поскольку земельно-правовые отношения с истцом в установленном законом порядке не оформлены.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮАО г. Москвы от 03 октября 2016 года недействительным, счел возможным отказать Безрукову И.А. в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
Доводы апелляционной жалобы истца, сводящиеся к тому, что оспариваемое решение принято окружной комиссией с нарушением процедуры, являются несостоятельными.
Постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011 года N234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" утверждено Положение о Городской комиссии по пресечению самовольного строительства, Положение об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, а также Регламент взаимодействия Городской и окружных комиссий по пресечению самовольного строительства в ходе работ по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы.
В соответствии с п. 1.1 Положения об Окружной комиссии Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства (далее - Окружная комиссия) является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства (далее - незаконно размещенные объекты), а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы.
Окружная комиссия является постоянно действующим рабочим органом. Регламент работы Окружной комиссии определяется настоящим Положением. Состав Окружной комиссии утверждается префектом административного округа города Москвы (п. 1.2 того же Положения).
В силу п. 1.5, п. 1.6, п. 1.7 указанного Положения решения Окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти города Москвы, учреждениями и предприятиями города Москвы, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа (п. 1.5). Обжалование решений Окружной комиссии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.6). Окружная комиссия подконтрольна и подотчетна в своей деятельности и несет ответственность за принимаемые решения перед префектом административного округа города Москвы и Городской комиссией (п. 1.7).
Согласно разделу 2 названного Положения основной задачей Окружной комиссии является рассмотрение фактов самовольного строительства (реконструкции) в соответствии с настоящим Положением.
Комиссия вправе принимать решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов.
Регламент Окружной комиссии закреплен в разделе 4 Положения и предусматривает, что решения заседания Окружной комиссии оформляются протоколом заседания на бланках Окружной комиссии. Текст протокола должен содержать основания для каждого принятого Окружной комиссией решения. Протокол подписывается председателем и ответственным секретарем Окружной комиссии в течение семи рабочих дней после проведения заседания. Страницы протокола нумеруются, сшиваются и скрепляются подписью ответственного секретаря и печатью префектуры соответствующего административного округа города Москвы. Выписки из протокола заседания Окружной комиссии оформляются на бланках Окружной комиссии, заверяются подписью ответственного секретаря и печатью префектуры соответствующего административного округа города Москвы. Выписки рассылаются ответственным секретарем членам Окружной комиссии, органам исполнительной власти города Москвы и иным хозяйствующим субъектам, которым даны поручения, а также застройщикам, объекты которых являлись предметом рассмотрения Окружной комиссией. Протоколы заседаний Окружной комиссии хранятся постоянно. Решения Окружной комиссии вступают в силу с даты подписания протокола председателем или одним из заместителей председателя Окружной комиссии в его отсутствие.
На основании указанного Постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 года N 234-ПП утверждается состав Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории административного округа города Москвы.
В апелляционной жалобе не указано обстоятельств, которые бы свидетельствовали о нарушении вышеприведенных норм.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны основаниям заявленных истцом требований, которые были предметом исследования суда, не опровергают выводов суда, были оценены судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 02 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Безрукова И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.