Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Бельченко И.В.
,
и судей Мызниковой Н.В, Владимировой Н.Ю,
с участием прокурора Храмовой О.П,
при секретаре Решетовой К.П,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В, гражданское дело по апелляционной жалобе Зайцева А.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 16 августа 2017 года, которым постановлено:
"Отказать Зайцеву А.А. в удовлетворении исковых требований к ГУ МВД России по городу Москве о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, восстановлении на службе и зачислении в распоряжение, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, обязании присвоить звание капитан полиции",
УСТАНОВИЛА:
Зайцев А.А. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконными приказов УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве от 11.11.2016 г. N *** и N *** о наложении дисциплинарного взыскания и увольнении, восстановлении на службе в органах внутренних дела в должности инспектора ДПС 1 батальона ДПС 2 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве и зачислении в распоряжение, выплате денежного довольствия за время вынужденного прогула, обязании присвоить звание капитана полиции, - ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что проходил службу в органах внутренних дел в должности инспектора ДПС 1 батальона ДПС 2 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве. Приказом УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве от 11.11.2016 г. N *** он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, и приказом УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве от 11.11.2016 г. N *** уволен из органов внутренних дел по названному основанию. Полагает увольнение по данному основанию незаконным, ссылается на нарушение процедуры увольнения.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Зайцев А.А. по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Зайцева А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей ответчика - Бобова А.М. и Ермаковой О.В, заслушав заключение прокурора Храмовой О.П, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Служба в органах внутренних дел Российской Федерации является особым видом государственной службы. Порядок прохождения службы урегулирован специальными нормативными правовыми актами: Федеральными законами от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
В силу ст. 21 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуется выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения.
Согласно ст. 47 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнениях служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Нарушением служебной дисциплины в силу ст. 49 указанного Федерального закона признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 г. на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.
При этом работодатель должен доказать, что совершенное работником нарушение, явившееся поводом к наложению дисциплинарного взыскания действительно имело место и могло являться основанием для наложения дисциплинарных взысканий в виде увольнения; были соблюдены предусмотренные ст. 51 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 г. сроки для его применения.
В силу ст. 51 указанного Федерального закона дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 г. при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка: обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).
Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержден Приказом МВД России от 26.03.2013 г. N 161.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка, служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", ФЗ от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14.10.2012 г. N 1377.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности (Постановление от 06.06.1995 г. N 7-П, Определения от 21.12.2004 г. N 460-О-О, от 16.04.2009 г. N 566-О-О, от 19.06.2012 г. N 1174-О).
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 82 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 г. "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Зайцев А.А. проходил службу в органах внутренних дел в должности инспектора ДПС 1 батальона ДПС 2 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве.
Приказом 2 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве от 12.12.2015 г. N *** на Зайцева А.А. наложено взыскание в виде выговора за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушение требований пункта 107 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 г. N 186дсп, а именно в оставлении поста без разрешения или указания командира строевого подразделения (лица его замещающего) или дежурного.
Факт привлечения к дисциплинарной ответственности в виде выговора истец в судебном заседании подтвердил, указанный приказ в установленном законом порядке им не оспорен.
Приказом УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве от 11.11.2016 г. N *** на Зайцева А.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по п. 7 части 2 ст. 82 Федерального закона от 30.07.2011 г. N 342 - ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя); от ознакомления с данным приказом Зайцев А.А. отказался, о чем составлен соответствующий акт от 14.11.2016 г.
Приказом УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве от 11.11.2016 г. N *** истец уволен 14.11.2016 г. из органов внутренних дел по п. 7 части 2 ст. 82 Федерального закона от 30.07. 2011 г. N 342 - ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя); с данным приказом истец ознакомлен; основанием увольнения в приказе указано заключение по результатам служебной проверки УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве от 01.11.2016 г, приказ УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве от 11.11.2016 г. N *** "О наложении дисциплинарного взыскания".
Так, в результате проведённой 01.11.2016 г. служебной проверки было установлено допущенное Зайцевым А.А. нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении пунктов 107, 108.1 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 г. N 186дсп, выразившееся в оставлении поста без разрешения или указания командира строевого подразделения (лица его замещающего) или дежурного и необеспечении сохранности 9-мм пистолета - автомата "***".
31.10.2016 г. истцом были даны письменные объяснения, из которых следует, что с *** на *** г. в период с 0 7 ч. 00 мин. он осуществлял несение службы на КПП 1 батальона ДПС 2 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве. В период с 22 ч. 00 мин. по 02 ч. 00 мин. ему было предоставлено время для отдыха. В 22 ч. 00 мин. его на посту подменил капитан полиции С*** А.В. В 00 ч. 46 мин. он попросил капитана полиции Б *** А.Н. отвезти его в магазин за продуктами по адресу: ***. После этого через 15 минут они проследовали по адресу: *** за сигаретами. Через некоторое время ему позвонил старший дежурный по 1 батальону ДПС 2 СП ДПС ГИБДД на спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве капитан полиции К*** Е.В. и попросил вернуться в подразделение. В 01 ч. 25 мин. он вернулся в подразделение для дальнейшего несения службы.
В судебном заседании Зайцев А.А. пояснил, что в период с *** на *** г. находился на суточном дежурстве, в ночное время питание сотрудников не организовано, в связи с чем поехал в магазин за продуктами, при этом оружие в установленном порядке не сдал, с руководством указанную поездку не согласовал.
Дав оценку собранным по делу доказательствам, и с учетом требований закона, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде увольнения, поскольку факт нарушения истцом служебной дисциплины, выразившийся в самовольном убытии из подразделения и изменении порядка несения службы, необеспечении сохранности закрепленного за ним оружия, подтвержден доказательствами, которые соответствуют требованиям допустимости, относимости и достаточности и оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, такие обстоятельства могли повлечь применение к истцу оспариваемого дисциплинарного взыскания; на момент привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения истец имел действующее дисциплинарное взыскание, порядок проведения служебной проверки и наложения дисциплинарного взыскания соблюден- до привлечения истца к дисциплинарной ответственности получены его объяснения; служебная проверка в отношении истца была проведена в соответствии с положениями Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях, подразделениях Министерства внутренних дел России от 26.03.2016 г. N 161, с учетом нахождения истца в период с 19.10.2016 г. по 27.10.2016 г. на амбулаторном лечении, служебная проверка была проведена в предусмотренный законом срок, примененное взыскание соответствует тяжести проступка.
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований истца об оспаривании увольнения, суд первой инстанции исходил из того, ответчиком было заявлено о пропуске истцом месячного срока, установленного ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который истцом был нарушен при обращении с указанными требованиями. Разрешая вопрос об уважительности причин пропуска установленного законом срока, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии таковых.
Судебная коллегия, исходя из характера службы истца, правового статуса сотрудника органов внутренних дел, принимая во внимание, что сама по себе служба в указанных органах предполагает неукоснительное соблюдение служебной дисциплины, учитывая также, что пропуск срока обращения в суд за защитой нарушенного права, о котором заявлено ответчиком, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами в вышеприведенной части, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае. Установленные в ходе рассмотрения дела факты в их совокупности свидетельствуют о наличии у ответчика оснований для применения к истцу указанного дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Учитывая, что оснований для признания увольнения незаконным судом не установлено, то требования Зайцева А.А. о восстановлении на службе и зачислении в распоряжение, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула обоснованно отклонены судом.
Правомерно судом первой инстанции были разрешены и требования истца о возложении на ответчика обязанности о присвоении ему очередного специального звания капитана полиции, основания предъявления которых изложены в исковом заявлении.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на иную оценку представленных доказательств.
Доводы истца о том, что с приказом об увольнении из органов внутренних дел он ознакомился только 17.06.2016 г, получив его копию по почте, а при увольнении его вынудили расписаться об ознакомлении с приказом об увольнении, надлежащими доказательствами не подтверждены.
Указание в апелляционной жалобе на то, что суд поверхностно и необъективно подошел к рассмотрению заявленных требований, также не влечет отмену решения суда, поскольку фактически выражает субъективную точку зрения заявителя о том, как должно быть рассмотрено настоящее дело и оценены собранные по нему доказательства в их совокупности, при этом выводы суда не опровергает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе являются изложением позиции истца, повторяют основания исковых заявлений, что являлось предметом судебном разбирательства и судом указанные доводы истца признаны несостоятельными, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности и увольнения ответчиком соблюден.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Тверского районного суда г. Москвы от 16.08.2017 г. не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 16 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зайцева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.