Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
присекретаре Чудиной А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе представителяПравительства Москвыи Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Шатихина Н.В.на решение Московского городского суда от 27 сентября 2017года, которым постановлено:
Административное исковое заявление акционерного общества "Стандарт-строй-инвест" об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, земельного участка равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, с кадастровым номером ****, общей площадью 2 924,3 кв.м, расположенного по адресу: г. ****, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года в размере 165 647 005 (сто шестьдесят пять миллионов шестьсот сорок семь тысяч пять) руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, с кадастровым номером ****, площадью 4 125,5 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года в размере 202 356 699 (двести два миллиона триста пятьдесят шесть тысяч шестьсот девяносто девять) руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, с кадастровым номером ****, площадью 3 952,4 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года в размере 167 484 940 (сто шестьдесят семь миллионов четыреста восемьдесят четыре тысячи девятьсот сорок) руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером ****, площадью 9 571 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года в размере 331 319 307 (триста тридцать один миллион триста девятнадцать тысяч триста семь) руб.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ****, общей площадью 2 924,3 кв.м, расположенного по адресу: г. ****, нежилого здания, с кадастровым номером ****, площадью 4 125,5 кв.м, расположенного по адресу: ****, нежилого здания, с кадастровым номером ****, площадью 3 952,4 кв.м, расположенного по адресу: ****, земельного участка, ****, площадью 9 571 кв.м, расположенного по адресу: ****.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названных нежилых зданий и земельного участка считать 30 марта 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
АО "Стандарт-строй-инвест" обратилось с административным иском в Московский городской суд и, уточнив в ходе рассмотрения дела требования, просило об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2016 года нежилого здания, с кадастровым номером ****, общей площадью 2 924,3 кв. м, расположенного по адресу: г.**** в размере 165 647 005 руб, нежилого здания, с кадастровым номером ****, общей площадью 4 125,5 кв. м, расположенного по адресу: **** в размере 202 356 699 руб, нежилого здания, с кадастровым номером ****, общей площадью 3 952,4 кв. м, расположенного по адресу: ******, стр. Б в размере 167 484 940 руб, собственником которых оно является. Также административным истцом заявлены требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером ****, площадью 9 571 кв.м, расположенного по адресу****, принадлежащего ему на праве аренды, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 331 319 307 руб, применив изменённую кадастровую стоимость для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года.
Требования АО "Стандарт-строй-инвест" мотивированы тем, что несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости названных объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога и арендной платы, размер которых исчисляется в зависимости от их кадастровой стоимости.
В судебном заседании первой инстанции представитель административного истца Поник А.В. заявленные требования, изложенные в уточненной редакции, поддержала.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Апрелов С.А. в судебном заседании первой инстанции возражал против удовлетворения иска, поддержал ранее представленные письменные пояснения.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве в судебное заседание первой инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, не согласившись с которым представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихин Н.В.представил апелляционную жалобу, по доводам которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель административного истца АО "Стандарт-строй-инвест" по доверенности Поник А.В. в судебное заседание апелляционной инстанции явилась, возражала против доводов апелляционной жалобы, полагая решение законным и обоснованным.
Представители Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, а также иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации " федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этих объектов, равной их рыночной стоимости.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что АО "Стандарт-строй-инвест" на праве собственности принадлежат следующие здания нежилого назначения:
- нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 2 924,3 кв. м, расположенное по адресу: г.****, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 февраля 2001 года серии 77 N 042671;
- нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 3 952,4 кв. м, расположенное по адресу: г.Москва, проспект Балаклавский, д. 28В, стр. Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 февраля 2001 года серии 77 N 042670;
- нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 4 125,5 кв. м, расположенное по адресу: ****, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 февраля 2001 года серии 77 N 042669.
Также АО "Стандарт-строй-инвест" на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером ****, общей площадью 9 571 кв.м, расположенный по адресу****, что подтверждается договором N М-06-018604 от 28 июня 2002 года, заключённым административным истцом с Московским земельным комитетом, по условиям которого земельный участок передан арендатору на условиях долгосрочной аренды до 28 июня 2027 года для эксплуатации административных зданий, и приложениями к нему.
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закон ов города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63, от 07 мая 2014 года N 25, от 26 ноября 2014 года N 56, от 18 ноября 2015 года 60) установлен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" был определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; в строках 16371, 16372, 16374 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поименованы нежилое здание, с кадастровым номером ****, общей площадью 2 924,3 кв. м, расположенное по адресу: г.****, нежилое здание, с кадастровым номером ****, общей площадью 3 952,4 кв. м, расположенное по адресу: г.Москва, проспект Балаклавский, д. 28В, стр. Б и нежилое здание с кадастровым номером ****, общей площадью 4 125,5 кв. м, расположенное по адресу: ****.
По итогам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером **** составила 244 156 708,35 руб.; нежилого здания с кадастровым номером **** составила 324 726 693,99 руб.; нежилого здания с кадастровым номером **** составила 353 459 473,38 руб.
Указанные сведения о кадастровой стоимости нежилых зданий внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2016 года.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года составила 421 099 306,82 руб.
Указанные сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" административный истец является плательщиком налога на имущество организаций.
Административный истец, являясь собственником нежилых зданий и арендатором земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.
Судом установлено, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимого имущества и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве от 18 апреля 2017 года N 51-4864/2017 административному истцу отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость спорных объектов недвижимого имущества, административный истец представил отчёт от 28 марта 2017 года N ЮГ-03-05/оц-17, составленный ООО "ЮРГАЗ", согласно которому по состоянию на 01 января 2016 года рыночная стоимость здания с кадастровым номером **** определена в размере 125 302 900 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером **** определена в размере 125 572 151 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером **** определена в размере 170 263 868 руб. и земельного участка с кадастровым номером **** на ту же дату - в размере 280 575 835 руб.
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные возражения на несоответствие представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки.
С целью проверки доводов административного истца и возражений административных ответчиков, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Московского городского суда от 13 июля 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Независимый Консалтинговый Центр "Эталонъ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 79/Э от 07 августа 2017 года, составленному ООО "Независимый Консалтинговый Центр "Эталонъ", ЮГ-03-05/оц-17 не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; рыночная стоимость объектов недвижимости, определённая оценщиком в названном отчёте, не подтверждается; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года по результатам судебной экспертизы составляет 165 647 005 руб, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года по результатам судебной экспертизы составляет 167 484 940 руб, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года по результатам судебной экспертизы составляет 202 356 699 руб. и земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на ту же дату составляет 331 319 307 руб.
Представитель административного истца, согласившись с экспертным заключением, уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в размере, определенном по итогам проведенной судебной экспертизы.
Оценив заключение судебной экспертизы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объектов оценки; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд удовлетворил заявленные требования, приняв заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие представленного истцом отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, поскольку, объективных и достоверных доказательств об иной рыночной стоимости спорного объектов, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о повторной экспертизе административными ответчиками не заявлено, суд обосновано установилвеличину кадастровой стоимости равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года земельного участка арендатором которого является истец и нежилых зданий находящихся в собственности АО "Стандарт-строй-инвест".
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что административный истце не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости нежилых зданий со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа, судебная коллегия находит необоснованными.
В силу положений пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, также не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не явились предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 27 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.