Судебная коллегия апелляционнойинстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретареЧудиной А.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 09 октября 2017года, которым постановлено:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 192 096 454 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 1 115 749 939 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 81 287 708 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 415 588 654 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 17 мая 2017 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости,
УСТАНОВИЛА:
Компания с ограниченной ответственностью "ВЕСТВОК ПРОДЖЕКТС ЛТД" (КОО)обратилась в Московский городской суд с административным иском и,уточнив в ходе рассмотрения дела требования, просила установить кадастровую стоимость в размере равном рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года здания с кадастровым номером **** в размере 1 115 749 939 рублей, здания с кадастровым номером **** в размере 415 588 654 рублей, земельного участка с кадастровым номером **** в размере 192 096 454 рублей, земельного участка с кадастровым номером ****в размере 81 287 708 рублей, по состоянию на 01 января 2016 года.
Требования КОО "ВЕСТВОК ПРОДЖЕКТС ЛТД" мотивированы тем, что владеет и пользуется указанными земельными участками с кадастровыми номерами ****, ****на условиях договора аренды, а также является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами ********, по итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость которых по состоянию на 01 января 2016 года утверждена в размере 167 035 186,89 рублей, 244 163 334,91 рубля, 521 213 560,62 рублей и 742 733 035,43 рублей, соответственно. По мнению административного истца, кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества является существенно завышенной, что нарушает его права как арендатора земельных участков и как собственника зданий, поскольку влечет увеличение размера арендной платы и налога на имущество организаций, расчет которых производится исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В судебном заседании первой инстанции представитель административного истца КОО "ВЕСТВОК ПРОДЖЕКТС ЛТД" по доверенности Леонова Е.В. просила удовлетворить административные исковые требования с учетом их уточнения в части определения величины рыночной стоимости зданий и земельных участков в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Лисицкий Д.И. в судебном заседании первой инстанции просил в удовлетворении требований отказать, поддержал ранее представленные письменные пояснения по делу, полагал, что, обращаясь в суд с настоящим иском, истец фактически пытается изменить размер подлежащего уплате налога на имущество, а также изменить условия договора аренды, что в данном процессе недопустимо.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание первой инстанции не явились, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Шатихин Н.В.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель административного истца Леонова Е.В. явилась, возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что КОО "ВЕСТВОК ПРОДЖЕКТС ЛТД" является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами ****, ****, в отношении которых утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2016 года в размере 1 493 473 777 рублей 72 копеек и 491 876 489 24 копеек соответственно.
Указанные здания расположены на земельных участках с кадастровыми номерами ****, ****, арендатором которых на основании договоров аренды N М-05-035053 от 24 декабря 2010 года и N М-05-019040 от 29 октября 2002 года является КОО "ВЕСТВОК ПРОДЖЕКТС ЛТД".
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****по состоянию на 1 января 2016 года составила 352 012 537 рублей 15 копеек и 124 066 051 рубль 68 копеек соответственно, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных нежилых зданий уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Также административный истец согласно условиям договоров аренды и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" уплачивает арендную плату за земельные участки, расчет которой производится в процентах от их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности КОО "ВЕСТВОК ПРОДЖЕКТС ЛТД" как плательщика налога и арендатора.
Судом установлено, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимого имущества и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москвеот 13 июня 2017 года N 51-10002/2017 административному истцу отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость указанных объектов недвижимого имущества, административный истец представил отчет от 27 апреля 2017 года N 0417-ВВ/1, подготовленный по заданию заявителя ООО "Поволжская экспертная компания", в котором по состоянию на 1 января 2016 года рыночная земельного участка с кадастровым номером **** определена в размере 206 891 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером **** - в размере 812 200 000 рублей; отчет от 27 апреля 2017 года N 0417-ВВ/2, подготовленный по заданию заявителя ООО "Поволжская экспертная компания", в котором по состоянию на 1 января 2016 года рыночная земельного участка с кадастровым номером ****определена в размере 90 028 000 рублей, нежилого здания с кадастровым номером **** - в размере 359 622 000 рублей.
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные возраженияна несоответствие представленных административным истцом отчетов об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки.
С целью проверки доводов административного истца и возражений административных ответчиков, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Московского городского суда от 07 августа 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "ОК "ВЕТА".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых зданий и земельных участков, представленные административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2016 года по результатам судебной экспертизы составляет 1 115 749 939 рублей, нежилого здания с кадастровым номером **** - 415 588 654 рубля, земельного участка с кадастровым номером **** - 192 096 454 рубля, земельного участка с кадастровым номером ****- 81 287 709 рублей.
Представитель административного истца, согласившись с экспертным заключением, уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в размере, определенном по итогам проведенной судебной экспертизы.
Оценив заключение судебной экспертизы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объектам оценки; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд удовлетворил заявленные требования, приняв заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие представленного истцом отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, поскольку, объективных и достоверных доказательств об иной рыночной стоимости указанных объектов, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о повторной экспертизе административными ответчиками не заявлено, суд обосновано установилвеличину кадастровой стоимости равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года земельных участков арендатором которых является истец и нежилых зданий находящихся в собственности КОО "ВЕСТВОК ПРОДЖЕКТС ЛТД" в размере, определенном по итогам проведенной судебной оценочной экспертизы..
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что административный истце не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости нежилого здания со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа, судебная коллегия находит необоснованными.
В силу положений пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, также не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями309, 311Кодекса административногосудопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от09 октября 2017 годаоставить без изменения, апелляционную жалобупредставителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Полыга В.А.
адм. дело N 33а-488
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 января 2018 года город Москва
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Чудиной А.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 09 октября 2017 года, которым постановлено:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 192 096 454 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 1 115 749 939 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 81 287 708 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 415 588 654 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 17 мая 2017 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости,
руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 09 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.