Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судейЕгоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г.административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В. на решение Московского городского суда от 27 сентября 2017 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Центр "Ямское" об установлении кадастровой стоимости машино-мест, нежилых помещений равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость машино-места N 1 с кадастровым номером ****, общей площадью 15,6 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 721 000 (семьсот двадцать одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость машино-места N 2 с кадастровым номером ****, общей площадью 15,9 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 721 000 (семьсот двадцать одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость машино-места N 3 с кадастровым номером ****, общей площадью 14 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 721 000 (семьсот двадцать одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость машино-места N 4 с кадастровым номером ****, общей площадью 14,1 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 721 000 (семьсот двадцать одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость машино-места N 5 с кадастровым номером ****, общей площадью 14,1 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 721 000 (семьсот двадцать одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 7,4 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 485 000 (четыреста восемьдесят пять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 9,4 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 616 000 (шестьсот шестнадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 468,2 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 27 598 000 (двадцать семь миллионов пятьсот девяносто восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 93,7 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 6 143 000 (шесть миллионов сто сорок три тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 12 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 787 000 (семьсот восемьдесят семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 30,1 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 1 973 000 (один миллион девятьсот семьдесят три тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 848,9 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 77 500 000 (семьдесят семь миллионов пятьсот тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 959 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 90 931 000 (девяносто миллионов девятьсот тридцать одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 968,1 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 91 793 000 (девяносто один миллион семьсот девяносто три тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 961 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 91 120 000 (девяносто один миллион сто двадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 37 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 2 426 000 (два миллиона четыреста двадцать шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, общей площадью 24,6 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 1 613 000 (один миллион шестьсот тринадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *****, общей площадью 44,1 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере2 891 000 (два миллиона восемьсот девяносто одна тысяча) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных машино-мест, нежилых помещений.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости машино-мест, нежилых помещений считать 25 апреля 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Центр "Ямское"обратилось в Московский городской суд с административным иском, в котором, уточнив в ходе рассмотрения дела требования, просило об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, принадлежащих административному истцу на праве собственности, расположенных по адресу: ****, с кадастровым номером ****, общей площадью 15,6 кв. м, с кадастровым номером ****, общей площадью 15,9 кв. м, с кадастровым номером ****, общей площадью 14, кв. м, с кадастровым номером ****, общей площадью 14,1 кв. м, с кадастровым номером ****, общей площадью 14,1 кв. м, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 721 000 руб. по каждому объекту. Вместе с тем ООО "Центр "Ямское" заявлены требования об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, расположенных по вышеуказанному адресу, с кадастровым номером ****, общей площадью 7,4 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 485 000 руб, с кадастровым номером ****, общей площадью 9,4 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 616 000 руб, с кадастровым номером ****, общей площадью 468,2 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 27 598 000 руб, с кадастровым номером ****, общей площадью 93,7 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 6 143 000 руб, с кадастровым номером ****, общей площадью 12 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 787 000 руб, с кадастровым номером ****, общей площадью 30,1 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 1 973 000 руб, с кадастровым номером ****, общей площадью 848,9 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 77 500 000 руб, с кадастровым номером ****, общей площадью 959 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 90 931 000 руб, с кадастровым номером ****, общей площадью 968,1 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 91 793 000 руб, с кадастровым номером ****, общей площадью 961 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 91 120 000 руб, с кадастровым номером ****, общей площадью 37 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 2 426 000 руб, с кадастровым номером ****, общей площадью 24,6 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 1 613 000 руб, с кадастровым номером ****, общей площадью 44,1 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере 2 891 000 руб. Административный истец просил определить рыночную стоимость перечисленных объектов по состоянию на 01 января 2016 года.
Требования ООО "Центр "Ямское" мотивированы тем, что что несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости названных объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости машино-мест, нежилых помещений.
Представитель административного истца ООО "Центр "Ямское" по доверенности Орлова О.А. в судебном заседании первой инстанции поддержала требования, изложенные в уточненной редакции, просила установить кадастровую стоимость нежилых помещений и машино-мест в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Кашина Л.А. в судебном заседании первой инстанции возражала против удовлетворения требований ООО "Центр "Ямское", по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
В судебное заседание первой инстанции представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города МосквыШатихин Н.В.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель административного истца ООО "Центр "Ямское" по доверенности Орлова О.А. явилась, возражала против доводов апелляционной жалобы, полагая решение законным и обоснованным.
Представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы и иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав возражения представителя административного истца, проверив материалы дела,обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ООО "Центр "Ямское" на праве собственности принадлежат 18 машино-мест и помещений нежилого назначения, расположенных по адресу: ****, а именно:
- машино-место N 1 с кадастровым номером ****, общей площадью 15,6 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 января 2016 года серии
- машино-место N 2 с кадастровым номером ****, общей площадью 15,9 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 января 2016 года серии
- машино-место N 3 с кадастровым номером ****, общей площадью 14 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 января 2016 года серии
- машино-место N 4 с кадастровым номером ****, общей площадью 14,1 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 января 2016 года серии
- машино-место N 5 с кадастровым номером ****, общей площадью 14,1 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 января 2016 года серии;
- нежилое помещение с кадастровым номером ****, общей площадью 7,4 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 января 2016 года серии
- нежилое помещение с кадастровым номером ****, общей площадью 9,4 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 января 2016 года серии
- нежилое помещение с кадастровым номером ****, общей площадью 468,2 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 января 2016 года серии
- нежилое помещение с кадастровым номером ****, общей площадью 93,7 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 января 2016 года серии
- нежилое помещение с кадастровым номером ****, общей площадью 12 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 января 2016 года серии
- нежилое помещение с кадастровым номером ****, общей площадью 30,1 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 января 2016 года серии
- нежилое помещение с кадастровым номером ****, общей площадью 848,9 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 января 2016 года серии
- нежилое помещение с кадастровым номером ****, общей площадью 959 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 января 2016 года серии
- нежилое помещение с кадастровым номером ****, общей площадью 968,1 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 января 2016 года серии
- нежилое помещение с кадастровым номером ****, общей площадью 961 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 января 2016 года серии
- нежилое помещение с кадастровым номером ****, общей площадью 37 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 января 2016 года серии
- нежилое помещение с кадастровым номером ****, общей площадью 24,6 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28 января 2016 года серии
- нежилое помещение с кадастровым номером ****, общей площадью 44,1 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 января 2016 года серии.
Согласно требованиям главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налоговых платежей в отношении принадлежащих административному истцу объектов недвижимости осуществляется исходя из их кадастровой стоимости.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Законов города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63, от 07 мая 2014 года N 25, от 26 ноября 2014 года N 56, от 18 ноября 2015 года N 60) установлен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" был определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций"; в строке 21120 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, поименовано нежилое здание, с кадастровым номером 77:09:0004021:1017, находящееся по адресу: ****, в котором расположены принадлежащие административному истцу машино-места и нежилые помещения.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости машино-мест, нежилых помещений затрагивают права и обязанности ООО "Центр "Ямское"; принадлежащие данному обществу машино-места и нежилые помещения являются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога; налоговая база определяется как кадастровая стоимость машино-мест, нежилых помещений.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2016 года).
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость машино-мест, нежилых помещений по состоянию на 01 января 2016 года с кадастровыми номерами:
-**** составила 1 184 203,80 руб.;
-**** составила 1 206 976,95 руб.;
-**** составила 1 062 747 руб.;
-**** составила 1 070 338,05 руб.;
-**** составила 1 070 338,05 руб.;
-**** составила 2 583 417,42 руб.;
-**** составила 2 058 963,35 руб.;
-**** составила 105 219 166,57 руб.;
-**** составила 22 876 124,14 руб.;
-**** составила 3 256 767,24 руб.;
-**** составила 7 791 220,05 руб.;
-**** составила 185 017 279,62 руб.;
-**** составила 207 705 053,36 руб.;
-**** составила 209 574 026,61 руб.;
-**** составила 208 115 889, 80 руб.;
-**** составила 9 475 996,74 руб.;
-**** составила 11 197 727,29 руб.;
-**** составила 6 434 083,51 руб.
Указанные сведения о кадастровой стоимости нежилых помещений внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Судом первой инстанции установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и машино-мест, обратившись с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии от 30 мая 2017 года N 51-8622/2017 отказано в удовлетворении заявления ЗАО "Олминея" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость нежилых помещений ООО "Центр "Ямское" представило отчёт об оценке от 19 апреля 2017 года N 29-оц-17, составленный ООО "Независимая оценочная компания "ПРОФИТ ЛАЙН" (далее отчёт N 29-оц-17), согласно которому рыночная стоимость машино-мест, нежилых помещений с кадастровыми номерами: ****, ****, ****, ****, ****, **** составила 536000 руб. по каждому объекту;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 496 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 19 986 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ****составила 6 283 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 805 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 2 018 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 48 600 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 91 896 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 92 688 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 92 070 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 2 481 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 2 957 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 1 650 000 руб.
Также административным истцом представлено положительное экспертное заключение от 24 апреля 2017 года N 8916, подготовленное Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Деловой Союз Оценщиков" на вышеуказанный отчет.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные замечания на предъявленный истцом отчёт, в которых указали на недостатки отчета об оценке, выразили сомнения в обоснованности и достоверности определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости ввиду несоответствия отчета требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
С целью проверки доводов административного истца и возражений административных ответчиков, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Московского городского суда от 26 июля 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертамООО "Экспертно-правовое Бюро".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 88/09/2017 от 01 сентября 2017 года, составленному ООО "Экспертно-правовое Бюро", отчёт N 29-оц-17 не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; рыночная стоимость объектов недвижимости, определённая оценщиком в названном отчёте, не подтверждается; рыночная стоимость машино-мест, нежилых помещений с кадастровыми номерами:
- ****, ****, ****, ****, **** составила 721 000 руб. по каждому из объектов.
По остальным объектам экспертом определены следующие величины рыночной стоимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером ****составила 485 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 616 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 27 598 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ****составила 6 143 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 787 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 1 973 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 77 500 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 90 931 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 91 793 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 91 120 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 2 426 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером ****составила 2 891 000 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером **** составила 1 613 000 руб.
Согласившись с выводами, содержащимися в экспертном заключении, в ходе рассмотрения представитель административного истца уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость принадлежащих истцу машино-мест и нежилых помещений в размере определенном по итогам проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
Оценив заключение судебной экспертизы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования, длительный стаж работы по специальности, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости. Составленное заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, которые дают возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости принадлежащих истцу объектов недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции, признав заключение оценочной судебной экспертизы надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки,учитывая, что объективных и достоверных доказательств об иной рыночной стоимости машино-мест и нежилых помещений, ответчиками не представлено, ходатайств о повторной экспертизе не заявлено, обосновано удовлетворил требования административного истца, изложенные в уточненной редакции, и установилкадастровую стоимостьмашино-мест и нежилых помещений в размере их рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости указанных объектов в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Экспертное заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости принадлежащих истцу объектов оценки. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимого имущества.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет соответствующее высшее профессиональное образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителя апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Выражая несогласие с решением суда, представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в апелляционной жалобе также указал, что расхождение кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, заявитель имеет своей целью уменьшить императивно установленный, обязательный, платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства без согласования с органами исполнительной власти, его установившими.
Судебная коллегия не согласна с указанными доводами, исходя из следующего.
В силу пункта 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Связанные с кадастровой стоимостью обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.
Таким образом, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостимашино-мест и нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права заявителя, являющегося их собственником как плательщика налога, который рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом выбранный заявителем способ защиты нарушенного права соответствует действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и выводов судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку согласно положениям ст.ст.60-62, 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 27 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобупредставителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.