Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г,Юдиной А.М,
присекретареЧудиной А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе представителяПравительства Москвыи Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Шатихина Н.В.на решение Московского городского суда от 28 августа 2017года, которым постановлено:
Административное исковое заявление открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение СЭМ" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, нежилых зданий равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером ****, площадью 24 334 кв. метров, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 269 343 830 (двести шестьдесят девять миллионов триста сорок три тысячи восемьсот тридцать) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, с кадастровым номером ****, площадью 4 470,8 кв. метров, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 200 310 700 (двести миллионов триста десять тысяч семьсот) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, с кадастровым номером ****, площадью 1 523,9 кв. метров, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 73 931 110 (семьдесят три миллиона девятьсот тридцать одна тысяча сто десять) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, с кадастровым номером ****, площадью 1 861,4 кв. метров, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 98 559 430 (девяносто восемь миллионов пятьсот пятьдесят девять тысяч четыреста тридцать) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером ****, площадью 24 334 кв. метров, расположенного по адресу: ****, нежилого здания с кадастровым номером ****, площадью 4 470,8 кв. метров, расположенного по адресу: ****, нежилого здания с кадастровым номером ****, площадью 1 523,9 кв. метров, расположенного по адресу: ****, нежилого здания с кадастровым номером ****, площадью 1 861,4 кв. метров, расположенного по адресу: ****.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, нежилых зданий считать 27 марта 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
ОАО "НПО СЭМ" обратилось в Московский городской суд с административным иском и, уточнив в ходе рассмотрения дела требования, просило об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером ****, площадью 24 334 кв. метров, расположенного по адресу: ****, нежилого здания, с кадастровым номером ****, площадью 4 470,8 кв. метров, расположенного по адресу: ****, нежилого здания, с кадастровым номером ****, площадью 1 523,9 кв. метров, расположенного по адресу: ****, нежилого здания, с кадастровым номером ****, площадью 1 861,4 кв. метров, расположенного по адресу: ****, собственником которых оно является, равной их рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 269 343 830 рублей, 200 310 700 рублей, 73 931110 рублей, 98 559 430 рублей соответственно, применив изменённую кадастровую стоимость для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года.
Требования мотивированы тем, что общество является арендатором земельного участка и собственником указанных нежилых зданий, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права истца как плательщика арендной платы и налога, размер которых исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов.
В судебном заседании первой инстанции представитель административного истца ОАО "НПО СЭМ" Сайфуллина Е.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Белова А.А. в судебном заседании первой инстанции возражала против удовлетворения иска.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве в судебное заседание первой инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, не согласившись с которым представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихин Н.В.представил апелляционную жалобу, по доводам которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым вудовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель административного истца ОАО "НПО СЭМ", а также представители Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации " федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этих объектов, равной их рыночной стоимости.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ОАО "НПО СЭМ" на праве собственности принадлежат: нежилое здание с кадастровым номером ****, площадью 1 523,9 кв. метров, расположенное по адресу: г. Москва, проезд Остаповский, д. 22, стр. 1; нежилое здание с кадастровым номером ****, площадью 4 470,8 кв. метров, расположенное по адресу: ****; нежилое здание с кадастровым номером ****, площадью 1 861,4 кв. метров, расположенное по адресу: ****; земельный участок с кадастровым номером ****, площадью 24 334 кв. метров, расположенный по адресу: ****, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 77-АО N 451150 от 17 декабря 2012 года, серия 77 АС N 589479 от 03 ноября 2015 года, серия 77 АД N 299554 от 04 апреля 2017 года, серия 77-АО N 518847 от 24 декабря 2012 года.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами ****, ****, **** по состоянию на 01 января 2016 года составила 401 142 708, 83 рублей, 147 423 929, 92 рублей, 165 503 086, 32 рублей.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2016 года.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 01 января 2016 года составила 646 881 915, 64 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости земельного участка, нежилых зданий внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество организаций (глава 30), для которого предусмотрено его введение в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательность к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента такого введения в действие; при установлении налога федеральным законодателем установлено, что законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (абзац 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Законов города Москвы от 20 ноября 2013 года N63, от 07 мая 2014 года N 25, от 26 ноября 2014 года N 56, от 18 ноября 2015 года N 60) установлен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" был определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; в строках 11693, 11694, 11722названного Перечня, в редакции, действующей на период 2017-2018 годов, в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как их кадастровая стоимость, поименованы нежилые здания с
кадастровыми номерами ****, ****, ****.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости нежилых зданий затрагивают права и обязанности ОАО "НПО СЭМ"; принадлежащие данному обществу здания являются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога; налоговая база определяется как кадастровая стоимость зданий.
Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Так, административный истец, являясь собственником земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этого участка в размере его действительной рыночной стоимости.
Судом установлено, что административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимого имущества и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 13 апреля 2017 года NN 51-4472/2017, 51-4473/2017, 51-4474/2017, 51-4475/2017 административному истцу отказано в удовлетворении заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимого имущества, административный истец представил отчёты об оценке от 03 марта 2017 года NN 658/003/17, 659/003/17, от 06 марта 2017 года N 661/003/17, от 07 марта 2017 года N662/003/17, составленные ООО ЮК "Сенат", согласно которым рыночная стоимость зданий с кадастровыми номерами ****, ****, **** по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 264 048 379 рублей, 94 659 012 рублей, 114 473 461 рубль, земельного участка с кадастровым номером **** - в размере 259 961 225 рублей.
Также административным истцом представлены положительные экспертные заключения от 09 марта 2017 года NN 2260, 2264, 17 марта 2017 года NN 2288, 2289, подготовленные СОО - НП "Международная Палата Оценщиков".
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные возражения на несоответствие представленных административным истцом отчетов об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки.
С целью проверки доводов административного истца и возражений административных ответчиков, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Московского городского суда от 02 июня 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Экспертно-правовое Бюро".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 50/07/2017 от 19 июля 2017 года, составленному ООО "Экспертно-правовое бюро", отчёты NN 658/003/17, 659/003/17, 661/003/17, 662/003/17 не соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; рыночная стоимость объектов недвижимости, определённая оценщиком в названных отчётах, не подтверждается; рыночная стоимость зданий с кадастровыми номерами ****, ****, **** по состоянию на 01 января 2016 года по результатам судебной экспертизы составляет 200 310 700 рублей, 73 931 110 рублей, 98 559 430 рублей, земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на ту же дату составляет 269 343 830 рублей.
Представитель административного истца, согласившись с экспертным заключением, уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной по итогам проведенной судебной экспертизы.
Оценив заключение судебной экспертизы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объектам оценки; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд удовлетворил заявленные требования, приняв заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие представленного истцом отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, поскольку, объективных и достоверных доказательств об иной рыночной стоимости спорного объектов, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о повторной экспертизе не заявлено, суд обосновано установилвеличину кадастровой стоимости равной рыночной стоимости земельного участка и нежилых зданий, находящихся в собственности ОАО "НПО СЭМ", определенной по итогам проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что административный истце не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости нежилого здания со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа, судебная коллегия находит необоснованными.
В силу положений пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, также не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 28 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Лопаткина А.С.
Адм. дело N 33а-525
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 января 2018 года
Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В,
судей Егоровой Ю.Г, Юдиной А.М,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Шатихина Н.В. на решение Московского городского суда от 28 августа 2017 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение СЭМ" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, нежилых зданий равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером ****, площадью 24 334 кв. метров, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 269 343 830 (двести шестьдесят девять миллионов триста сорок три тысячи восемьсот тридцать) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, с кадастровым номером ****, площадью 4 470,8 кв. метров, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 200 310 700 (двести миллионов триста десять тысяч семьсот) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, с кадастровым номером ****, площадью 1 523,9 кв. метров, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 73 931 110 (семьдесят три миллиона девятьсот тридцать одна тысяча сто десять) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, с кадастровым номером ****, площадью 1 861,4 кв. метров, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2016 года в размере 98 559 430 (девяносто восемь миллионов пятьсот пятьдесят девять тысяч четыреста тридцать) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером ****, площадью 24 334 кв. метров, расположенного по адресу: ****, нежилого здания с кадастровым номером ****, площадью 4 470,8 кв. метров, расположенного по адресу: ****, нежилого здания с кадастровым номером ****, площадью 1 523,9 кв. метров, расположенного по адресу: ****, нежилого здания с кадастровым номером ****, площадью 1 861,4 кв. метров, расположенного по адресу: ****.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, нежилых зданий считать 27 марта 2017 года,
руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 28 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.