Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г,Юдиной А.М,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе представителяПравительства Москвыи Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Зебелян С.А. на решение Московского городского суда от 24 октября2017года, которым постановлено:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 820 775 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 28 апреля 2017 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" отказать.
Взыскать с ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" в пользу ООО "Бюро оценки бизнеса" расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в сумме 200 000 рублей,
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе"обратилось в Московский городской суд с административным иском, и уточнив в ходе рассмотрения дела требования, просило об установлении по состоянию на 1 января 2016 года кадастровой стоимости равной рыночной земельного участка с кадастровым номером ****, равной рыночной стоимости в размере 820 775 000 рублей, мотивируя тем, что является собственником указанного выше объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого установлена в размере 1 352 406 906 рублей 20 копеек. Несоответствие внесённой в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права общества как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании первой инстанции представитель административного истца Филипенко А.А. заявленные требования, изложенные в уточненной редакции, поддержал в полном объеме. Также просил взыскать в пользу ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" расходы по оценке земельного участка и по оплате услуг представителя пропорционально сумме удовлетворенных требований. Вместе с тем, просил распределить между административным истцом и административным ответчиком обязанность по оплате судебной оценочной экспертизы пропорционально сумме удовлетворенных требований.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностиТоргони О.В. в судебное заседание первой инстанции явился, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г. Москве в судебное заседание первой инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, не согласившись с которым представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Зебелян С.А. подала апелляционную жалобу, по доводам которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель административного истцаОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" по доверенности Филипенко А.А. явился, просил решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным. Представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле,не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, ознакомившись с отзывом на жалобу, судебная коллегия в обжалуемой части не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации " федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этих объектов, равной его рыночной стоимости.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" является собственником земельного участка с кадастровым номером ****, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права
По итогам государственной кадастровой оценки земель города Москвы, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 791-ПП, кадастровая стоимость земельного участка, по состоянию на 1 января 2016 года, установлена в размере 1 352 406 906 рублей 20 копеек.
Право юридических лиц на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Следовательно, административный истец, являясь собственником земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этого участка в размере его действительной рыночной стоимости.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости ОАО "Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве. Решением Комиссии от 01июня 2017 года N51-8953/2017 обществу отказано в удовлетворении данного заявления.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец представил отчет N 01/028/2601 от 21 февраля 2017 года, подготовленный ООО "АКЦ "ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ", в котором рыночная стоимость объекта оценки была определена в размере 710 868 000 рублей.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в ходе рассмотрения дела в обосновании своих возражений указал на несоответствие представленного административным истцом отчёта об оценке объекта недвижимости требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 годаN 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации ", федеральным стандартам оценки.
Определением Московского городского суда от 16 августа 2017 года по данному административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Бюро оценки бизнеса".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 1 января 2016 года по результатам судебной экспертизы составляет 820 775 000 рублей.
Согласившись с выводами судебной экспертизы, административный истец уточнил требования и просил установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной на основании проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной оценочной экспертизы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации ", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами; итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием обоснованно примененных экспертом подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", оценив собранные доказательства в их совокупности, признав заключение судебной оценочной экспертизы, надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, учитывая, что объективных и достоверных доказательств об иной рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка, ответчиками не представлено, ходатайств о повторной экспертизе не заявлено, обосновано удовлетворил требования административного истца и установилкадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, по состоянию на 01.01.2016 г. в размере 820 775 000 рублей.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельного участка в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
При данных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 820 775 000 рублей.
Доводы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о недоказанности действительной рыночной стоимости земельного участка и проведении судебной экспертизы на соответствие представленного истцом отчета с нарушением норм законодательства об оценочной деятельности в Российской Федерации опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец, оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, фактически имеет намерения уменьшить размер налоговых обязательств по земельному участку, не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку установление кадастровой стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристикобъекта недвижимости.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не явились предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 24 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Зебелян С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.