Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Шаровой О.В, Егоровой Ю.Г,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 10 октября 2017 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Спектрум" об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 4 868 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 83 342 472 (восемьдесят три миллиона триста сорок две тысячи четыреста семьдесят два ) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 4110,8 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 171 342 423 (сто семьдесят один миллион триста сорок две тысячи четыреста двадцать три) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 2587,2 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 138 862 264 (сто тридцать восемь миллионов восемьсот шестьдесят две тысячи двести шестьдесят четыре) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "Спектрум" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 5 июня 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами *****, ***** и земельного участка с кадастровым номером ***** для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами *****, ***** и земельного участка с кадастровым номером ***** в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Спектрум" в удовлетворении административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 4 868 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 82 052 790 руб.;
- нежилого здания общей площадью 4 110,8 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 156 071 065 руб.;
- нежилого здания общей площадью 2 587,2 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 135 151 368 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Спектрум" излишне уплаченную государственную пошлину для подачи административного искового заявления в размере 12 000 (двенадцать тысяч) руб. по платежному поручению N127 от 25 июля 2017 г.",
УСТАНОВИЛА:
ООО " Спектрум " обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость:
- земельного участка площадью 4 868 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, в размере 82 052 790 руб.;
- нежилого здания общей площадью 4 110,8 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, в размере 156 071 065 руб.;
- нежилого здания общей площадью 2 587,2 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, равной его рыночной стоимости, в размере 135 151 368 руб.
В обоснование требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка и собственником нежилых зданий.
Установленная кадастровая стоимость данных объектов, по мнению административного истца, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ООО " Спектрум " является арендатором земельного участка площадью 4 868 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****, и собственником нежилых зданий общей площадью 4 110,8 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: ***** и общей площадью 2 587,2 кв.м с кадастровым номером ***** по адресу: *****.
По состоянию на 01 января 2016 года кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***** определена в размере 257 128 731,25 руб, нежилого здания с кадастровым номером ***** - в размере 214 985 402,02 руб, земельного участка - в размере 102 012 785,72 руб.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке, подготовленные ООО "Институт оценки и управления собственностью", согласно которым рыночная стоимость земельного участка составляет 82 052 790 руб, нежилого здания с кадастровым номером ***** - 156 071 065 руб, нежилого здания с кадастровым номером ***** - 135 151 368 руб.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения.
Определением суда от 1 сентября 2017 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Экспертно-правовое бюро".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 28 сентября 2017 года отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых зданий и земельного участка не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельного участка составляет 83 342 472 руб, нежилого здания с кадастровым номером ***** - 171 342 423 руб, нежилого здания с кадастровым номером ***** - 138 862 264 руб.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых зданий и земельного участка должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 10 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.