Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., изучив кассационную жалобу Лагутина А.С., направленную посредством почтовой связи 29 декабря 2017 года и поступившую в суд кассационной инстанции 15 января 2018 года, на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 02 августа 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским дела Московского городского суда от 24 октября 2017 года по делу по иску Лагутина Александра Сергеевича к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании отменить решение, принять решение о постановке на учет, обязании сообщить о принятом решении в течение месяца,
установил:
Лагутин А.С. обратился в суд к ФСИН России с иском, уточнив который, просил признать незаконным решение Комиссии ФСИН России (протокол N 24) от 13 апреля 2016 года в части отказа ему и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании отменить указанное решение, принять решение по заявлению от 10 февраля 2014 года о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с приказом ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" с учетом дополнительных документов.
В обоснование заявленных требований Лагутин А.С. ссылался на то, что имея необходимую выслугу лет, обратился с рапортом о постановке на учет для получения ЕСВ, однако в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты ему было отказано в связи с непредставлением полного комплекта документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369, однако все необходимы документы были им представлены, в связи с чем он полагает данное решение ответчика незаконным.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 02 августа 2017 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Лагутина Александра Сергеевича к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании решение отменить, принять решение о постановке на учет, обязании сообщить о принятом решении в течение месяца.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 октября 2017 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Вопросы жилищного обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок выплаты единовременной социальной выплаты, а также порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, согласно пункта 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст. 31, 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения.
В соответствии с пунктом 26 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, единовременная социальная выплата предоставляется в равных частях обратившимся за ее получением совместно проживавшим с погибшим (умершим) сотрудником членам его семьи не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника в порядке и на условиях, установленных Правилами для сотрудников.
Общая площадь жилого помещения, принимаемая к расчету единовременной социальной выплаты, подлежащей в указанном случае делению между членами семьи погибшего (умершего) сотрудника, определяется исходя из условий и количества совместно проживавших с сотрудником членов его семьи, включая погибшего (умершего) сотрудника, на день, предшествующий дню гибели (смерти) сотрудника.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Правил, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами.
Судом установлено, что 10 февраля 2014 года Лагутин А.С. обратился с рапортом о постановке на учет для получения ЕСВ.
Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет.
Состав семьи 4 человека: заявитель, супруга - Л* (*) Е.Н, *** г.р, дочь - Л*Ю.А, *г.р, сын - *Я.А, * г.р.
Комиссией ФСИН России от 13 апреля 2016 года принято решение об отказе Лагутину А.С. в постановке на учет для получения ЕСВ со ссылкой на непредоставление всех обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил.
Также суд установил, что Лагутин А.С. с 2007 года, его супруга с 2004 года и дети с 17 мая 2011 года по настоящее время зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 44,3 кв.м. по адресу: *, собственником является отец супруги заявителя * Н.Г.
По данному адресу представлена выписка из финансового лицевого счета и копия домовой книги, согласно которому на указанный период на жилплощади зарегистрировано 9 человек.
Представлены справки из БТИ и выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра без указания девичей фамилии супруги заявителя. Кроме того, заявитель не представил информацию на детей за последние 5 лет.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, руководствуясь названными положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, признал правомерным решение комиссии ФСИН об отказе Лагутину А.С. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием всех обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась, одновременно указав на то, что отсутствие вышеуказанных документов исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности истца и членов его семьи жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Истцом оспаривается решение комиссии ФСИН России, а дополнительные документы, представленные им в суд первой инстанции датированы 2017 годом и в комиссию ФСИН России не представлялись.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не рассмотрены уточненные исковые требования в части обязания комиссии ФСИН принять решение по заявлению Лагутина А.С. от 10 февраля 2014 года о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом дополнительных документов: информации на детей от 15 июня 2017 года, решения Промышленного районного суда г. *я от 09 марта 2017 года, уведомления из Росреестра от 19 июня 2017 года об отсутствии в ЕГРП сведений на * (*) Е.Н, были признаны судебной коллегией несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела истцом оспаривается решение комиссии ФСИН России от 13 апреля 2016 года, тогда как вышеуказанные документы датированы 2017 годом и в комиссию ФСИН представлены не были.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 ГПК Российской Федерации.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
С учётом изложенного оснований, предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК Российской Федерации,
определил:
в передаче кассационной жалобы Лагутина А.С. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 02 августа 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 октября 2017 года, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Л.В. Масленникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.