Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Федосеева С.А., поступившую в Московский городской суд 24.01.2018 г., на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 18.08.2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30.08.2017 г. по административному делу по административному иску Федосеева С.А. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Отрадное об оспаривании решений о регистрации кандидатов в депутаты, их отмене,
установил:
Федосеев С.А. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Отрадное, полагая незаконным решение о регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального округа Отрадное по трёхмандатному избирательному округу N1 Арчакова Ю.М, Аллахвердиевой Ю.Н, Бирюкова С.В, Гриневой К.С, Климова С.В, Лиджиева Ч.А, Локтева М.А, поскольку они нарушили действующее законодательство, в частности, изготовили подписные листы не за счет средств избирательного фонда. Кроме того, Арчаковым Ю.М. и Бирюковым С.В. указаны недостоверные сведения о их месте жительства.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 18.08.2017 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30.08.2017 г. решение Бутырского районного суда г. Москвы от 18.08.2017 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального округа Отрадное назначены выборы депутатов на 10.09.2017 года.
Решениями Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Отрадное от 27.06.2017 г. и 31.06.2017 года Арчаков Ю.М, Аллахвердиева Ю.Н, Бирюков С.В, Гринева К.С, Климов С.В, Лиджиев Ч.А, Локтев М.А. зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты на муниципальные выборы депутатов по трёхмандатному избирательному округу N1.
Федосеев С.А. как кандидат в депутаты по тому же избирательному округу просил признать незаконными решения о регистрации Арчакова Ю.М, Аллахвердиевой Ю.Н, Бирюкова С.В, Гриневой К.С, Климова С.В, Лиджиева Ч.А, Локтева М.А. в качестве кандидатов, ссылаясь на изготовление подписных листов не за счет средств избирательного фонда, что, по его мнению, подтверждено первыми финансовыми отчетами кандидатов, в которых в строке финансового отчета 3.1 "На организацию сбора подписей избирателей" указано "0 руб.".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований в части изготовления подписных листов не за счет средств избирательного фонда, суд пришел к выводу, что названные административным истцом обстоятельства не влекут признание решений о регистрации кандидатов недействительными.
Разрешая требования в отношении кандидатов Арчакова Ю.М. и Бирюкова С.В. в части указания ими недостоверных сведений о месте жительства, суд правомерно не установилотсутствие нарушений избирательных прав административного истца и соблюдение законодательства о выборах.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены, указав, что пунктом 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Таким образом, правовыми основаниями для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения о регистрации кандидата применительно к содержанию являются указанные в подп. "д", "з", "и" п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основания отказа в регистрации кандидата: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата; использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
Основания признания подписей избирателей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в силу подпункта "и" которого недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 поименованного федерального закона.
Пунктом 5 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что подписные листы должны изготавливаться за счёт средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
Таким образом, обязанность кандидата оплатить изготовление подписных листов до начала сбора подписей установлена только для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации. На выборы в муниципальные органы власти это требование закона не распространяется.
Аналогичные разъяснения содержатся в п. 4 Методических рекомендаций по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённых Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 N 128/986-6, в соответствии которыми, недействительной признается подпись избирателя, собранная вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов - при выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, а на выборах в органы местного самоуправления - до дня уведомления избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата (подпункт "а" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона).
Установив, что до дня уведомления Избирательной комиссии Арчаков Ю.М, Аллахвердиева Ю.Н, Бирюков С.В, Гринева К.С, Климов С.В, Лиджиев Ч.А, Локтев М.А. не собирали подписей, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у них обязанности оплатить подписные листы до начала сбора подписей избирателей.
Требования пунктов 1.1, 2, 2.2, 3 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Арчаковым Ю.М. и Бирюковым С.В. исполнены, поскольку первым из них указан адрес его места пребывания в г. Москве, соответствующий данным миграционного органа власти, выданным в установленном законом порядке, а вторым - сведения о своем месте жительства, по которому он проживает постоянно с 2003 года.
То обстоятельство, что паспорт Бирюкова С.В. находился в период подачи заявления о выдвижении кандидата на переоформлении действующее законодательство не связывает с правовыми основаниями отмены решения о регистрации кандидата, установленными п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Довод кассационной жалобы о том, что резолютивная часть решения суда первой инстанции не соответствует требованиям ч. 6 ст. 180 КАС РФ, является несостоятельным, поскольку в силу ч. 6 ст. 180 КАС РФ, решение Бутырского районного суда г. Москвы от 18.08.2017 г. содержит выводы об отказе в удовлетворении административного иска, порядок и срок обжалования решения суда, подписано судьей.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Федосеева С.А. на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 18.08.2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30.08.2017 г. по административному делу по административному иску Федосеева С.А. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Отрадное об оспаривании решений о регистрации кандидатов в депутаты, их отмене - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.