Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО Управляющая Компания "Свиблов ГРАД" - Белоус А.И. на решение судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы 17 ноября 2017 года, которым постановлено:
Постановление N *** от 01 декабря 2016 года, вынесенное Главным государственным санитарным врачом по СВАО г.Москвы по делу об административном правонарушении в отношении ООО УК "Свиблов ГРАД" по ст.6.5 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу защитника ООО УК "Свиблов ГРАД" - без удовлетворения.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного Государственного врача по СВАО г.Москвы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве Городиской Е.Н. N *** от 01 декабря 2016 года ООО Управляющая Компания "Свиблов ГРАД" (далее ООО УК "Свиблов ГРАД") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО УК "Свиблов ГРАД" - Тихомирова А.В. обратилась с жалобой в суд.
Судьей Бабушкинского районного суда г.Москвы постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит в поданной в Московский городской суд заявитель, ссылаясь на то, что н е соответствует материалам дела и имеющимся в них доказательствам вывод суда о том, что заявитель является организацией, на которую санитарным законодательством возложена обязанность по осуществлению производственного контроля качества воды и разработке соответствующей программы, что ошибочным является вывод суда о том, что у ООО УК "Свиблов ГРАД" имелась возможность осуществить производственный контроль качества воды и разработать соответствующую программу и что отсутствие во внутридомовых инженерных системах условий, необходимых для осуществления производственного контроля качества воды, доказывает отсутствие у заявителя обязанности по осуществлению данного вида производственного контроля.
В судебном заседании Московского городского суда при рассмотрении данной жалобы, защитники ООО УК "Свиблов ГРАД": адвокат Бендерский М.В. и Тихомирова А.В, доводы жалобы поддержали, при этом пояснили, что ООО УК "Свиблов ГРАД" занимается эксплуатацией внутридомовых труб, осуществляет контроль качества воды: а именно её температуру и давление, что делается постоянно, как пояснил адвокат Бендерский М.В, а Тихомирова А.В. пояснила, что это делается периодически и полагают, что ООО УК "Свиблов ГРАД" не обязано иметь программу производственного контроля качества питьевой воды и горячей, согласованной с территориальным органом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор и осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и горячей посредством проведения лабораторно-инструментальных исследований, испытаний воды, проводимых в целях производственного контроля и по обращению граждан, как отражено в постановлении и решении судьи.
В судебном заседании Московского городского суда при рассмотрении данной жалобы, опрошенная в качестве свидетеля - представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве Ванькова Н.А, просила в удовлетворении жалобы отказать, при этом пояснила, что ООО УК "Свиблов ГРАД" является эксплуатирующей компанией и обязано осуществлять контроль качества воды в соответствии с требованиями федерального законодательства и обращаться в специализированную лабораторию для проверки качества подаваемой в квартиры воды и указала также, что вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда г.Москвы от 21.02.2017г. отказано ООО УК "Свиблов ГРАД" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве от 08.11.2016г. N 30-11/2-823, которым Обществу предписано: Разработать и утвердить Программу производственного контроля качества питьевой воды и горячей на предприятии. Согласовать программу с территориальным органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор; Обеспечить проведение аккредитованной организацией лабораторного исследования питьевой воды и горячей, в рамках проведения производственного контроля. Представить копии протоколов и экспертных заключений по результатам проведения лабораторного исследования, испытания воды, осуществляемого в рамках проведенного производственного контроля и по обращениям граждан.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав защитников ООО УК "Свиблов ГРАД" адвоката Бендерского М.В. и Тихомирову А.В, поддержавших доводы жалобы, опросив в качестве свидетеля - представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве Ванькову Н.А, проверив доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.2 ст. 19 ФЗ от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01" санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Раздел 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества" предусматривает, что в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Как следует из материалов дела, постановлением N *** от 01 декабря 2016 года ООО УК "Свиблов град" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, за то, что было выявлено, что 08 октября 2016 года в 09 часов 00 минут юридическим лицом ООО УК "Свиблов ГРАД" нарушены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно:
- в ООО УК "Свиблов ГРАД" отсутствует программа производственного контроля качества питьевой воды и горячей, согласованная с территориальным органом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор;
- в ООО УК "Свиблов ГРАД" не осуществляется производственный контроль качества питьевой воды и горячей посредством проведения лабораторно-инструментальных исследований, испытаний воды, проводимых в целях производственного контроля и по обращению граждан.
Привлекая к административной ответственности ООО УК "Свиблов град", должностное лицо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве исходило из того, что в ходе проверки у ООО УК "Свиблов Град" было установлено, что в нарушение требований ст.ст.11 19, 29, 32 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановления Правительства РФ от 06 января 2015 года N10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", п.п. 1.5, 2.4, 2.6, 4.1 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п.п.1.3, 2.1, 2.4, 4.2, 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", п.п.1.2, 1.3, 2.4, 4.2, 4.3, 4.5, 4.6 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению систем горячего водоснабжения" и что выявленные нарушения создают угрозу жизни здоровью человека.
Факт административного правонарушения и вина ООО УК "Свиблов ГРАД" в его совершении подтверждаются: актом проверки органом государственного контроля (надзора) N *** от 08 ноября 2016 года, проведенной на основании Распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки N *** от 17 октября 2016 года по адресу: *** предписанием от 08 ноября 2016 года N *** о устранении выявленных нарушений санитарного законодательства; протоколом об административном правонарушении от 09 ноября 2016 года, в котором изложено существо правонарушения; определениями о проведении административного расследования и отложении рассмотрения дела об административном правонарушении и другими материалами дела.
Доводы жалобы о том, что н е соответствует материалам дела и имеющимся в них доказательствам вывод суда о том, что заявитель является организацией, на которую санитарным законодательством возложена обязанность по осуществлению производственного контроля качества воды и разработке соответствующей программы, несостоятельны и не могут служить основанием для отмены правильных по существу решения суда и постановления должностного лица, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и опровергаются материалами дела.
Согласно ч.1 ст.24 и п. 2 ст.25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам холодную, горячую воду, соответствующую установленным требованиям; производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение.
Исходя из пунктов 4, 5, 16, 27 статьи 2 того же Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы; централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
В соответствии со ст. 11 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
На основании п. 1.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст.ст.1.2, 1.3, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, правила контроля качества воды являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения; они предназначены, в том числе для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой; производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Установив, что ООО УК "Свиблов Град" является управляющей компанией, которая осуществляет эксплуатацию инженерных сооружений, входящих в комплекс централизованной системы холодного и горячего водоснабжения и водоотведения многоквартирных домов, предназначенные для транспортировки воды, что наделяет его статусом организации, осуществляющей водоснабжение и таким образом, учитывая, что ООО УК "Свиблов Град" в рамках осуществления своей деятельности эксплуатирует систему водоснабжения, которая является частью центральной системы водоснабжения, судья пришел к законным и обоснованным выводам о том, что Общество обязано обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям, а, следовательно, разработать и согласовать в установленном порядке с Территориальным Управлением Роспотребнадзора по г.Москве рабочую программу производственного контроля качества воды, осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и горячей посредством проведения лабораторно-инструментальных исследований, испытаний воды, проводимых в целях производственного контроля и по обращениям граждан.
При этом учитываю, что в судебном заседании Московского городского суда при рассмотрении данной жалобы, защитники ООО УК "Свиблов ГРАД": адвокат Бендерский М.В. и Тихомирова А.В, не оспаривали показания представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве Ваньковой Н.А, о том, что вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда г.Москвы от 21.02.2017г. отказано ООО УК "Свиблов ГРАД" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве от 08.11.2016г. N ***, которым Обществу предписано: Разработать и утвердить Программу производственного контроля качества питьевой воды и горячей на предприятии. Согласовать программу с территориальным органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор; Обеспечить проведение аккредитованной организацией лабораторного исследования питьевой воды и горячей, в рамках проведения производственного контроля. Представить копии протоколов и экспертных заключений по результатам проведения лабораторного исследования, испытания воды, осуществляемого в рамках проведенного производственного контроля и по обращениям граждан. При этом судья исходил из того, что ООО УК "Свиблов ГРАД" как управляющая компания, эксплуатирующая систему водоснабжения, обязано осуществлять производственный контроль качества воды и соответственно разработать соответствующую производственную программу.
Доводы жалобы о том, что ошибочным является вывод суда о том, что у ООО УК "Свиблов ГРАД" имелась возможность осуществить производственный контроль качества воды и разработать соответствующую программу несостоятельны и не могут служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица, поскольку ничем объективно не подтверждены.
Довод жалобы о том, что отсутствие во внутридомовых инженерных системах условий, необходимых для осуществления производственного контроля качества воды, доказывает отсутствие у заявителя обязанности по осуществлению данного вида производственного контроля, несостоятелен и не может служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица.
При этом не нахожу оснований не согласиться с оценкой судьи представленному защитниками ООО УК "Свиблов град" в дело заключению специалиста о том, что инженерные системы домов не содержат мест, предназначенных для забора воды, что подтвердил допрошенный свидетель Шебаршин Ю.В. в судебном заседании, и с выводом судьи, что основанием для освобождения от административной ответственности эти доказательства не являются, поскольку Общество привлечено к ответственности именно за отсутствие программы производственного контроля качества питьевой воды, которую необходимо разработать, согласовать с территориальным органом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор, а отсутствие мест для забора воды не освобождает Общество от исполнения возложенных на него функций по осуществлению производственного контроля качества питьевой воды и горячей воды.
Другие доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда и постановления должностного лица, поскольку на правильность установления фактических обстоятельств дела и вывода судьи о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ не влияет.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении ООО УК "Свиблов ГРАД".
Административное наказание ООО УК "Свиблов ГРАД" назначено в пределах санкции ст. 6.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения судьи и постановления должностного лица, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы 17 ноября 2017 года и П остановление N *** от 01 декабря 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ в отношении ООО УК "Свиблов ГРАД" - оставить без изменения, а жалобу защитника ООО УК "Свиблов ГРАД" Белоус А.И. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.