Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Абдуллине Р.В,
с участием:
защитника Подузовой Н.И.;
представителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Ханнанова Н.Ф,
в отсутствие директора ООО "... " Евдокимова А.В, извещенного о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела контроля Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Лукманова И.И. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Уфы от 08 декабря 2017 года, которым:
производство по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО "... " Евдокимова... по ст. 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено на основании п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛА:
03 ноября 2017 года начальник отдела контроля Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Лукманов И.И. составил протокол об административном правонарушении в отношении директора ООО "... " Евдокимова А.В. по ст. 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
03 ноября 2017 года начальник Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Фаткуллин И.З. передал данный протокол на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Уфы.
08 декабря 2017 года судья Ленинского районного суда г. Уфы вынес вышеприведенное постановление.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, начальник отдела контроля Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Лукманов И.И. выражает несогласие с постановлением судьи Ленинского районного суда г. Уфы от
08 декабря 2017 года, считая его незаконным. Настоящая жалоба подана в установленный законом десятидневный срок.
В судебном заседании представитель Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан
Ханнанов Н.Ф. поддержал доводы жалобы, защитник Подузова Н.И. полагала, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения и подтвердила факт того, что директор ООО "... " Евдокимов А.В. извещён о времени и месте судебного заседания в Верховном Суде Республике Башкортостан.
Нахожу возможным провести судебный пересмотр в отсутствие директора ООО "... " Евдокимова А.В.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение заказчиком и (или) лицом, проводящим земляные, строительные, дорожные или иные работы, обязанности по приостановлению указанных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Из материалов дела следует, что в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее - Управление) поступило обращение ФИО7 от 24 августа 2017 года N ОГ-104 по факту проведения работ на объекте культурного наследия, расположенного по адресу: адрес.
Объект недвижимости (многоквартирный жилой дом), расположенный по адресу: адрес (ранее
адрес) является объектом культурного наследия регионального значения "... " (далее - Объект), который в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 12 мая 1992 года N 6-2/251в поставлен на государственную охрану, на основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 15 октября 2015 г. N 8732 зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером N...
В ходе осмотра Объекта, проведенного на основании задания N 1 от
04 сентября 2017 года, было установлено, что на Объекте ведутся ремонтные, хозяйственные и иные работы, путем привлечения большегрузной техники.
По итогам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия в адрес общества с ограниченной ответственностью... " было направлено предписание о приостановлении изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, нарушить их целостность и сохранность (исх. N 02-07/2128 от 15 сентября 2017 года (далее - Предписание).
С целью проверки исполнения Предписания, на основании приказа Управления от 12 октября 2017 года N 137 в период с 13 по 20 октября 2017 года проведена внеплановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "... ".
13 октября 2017 года осуществлен выезд на Объект. В ходе осмотра установлено следующее: территория Объекта огорожена специальными сигнальными лентами; по всему периметру Объекта установлены строительные леса; во внутридворовой части адрес по
адрес окна первого этажа заколочены металлическими листами, окна второго этажа отсутствуют. Со стороны двора по адрес произведен демонтаж старых деревянных окон, входной металлической двери и деревянного пристроя; весь фасад Объекта обшит утеплительным материалом и оштукатурен; заменено кровельное покрытие, демонтированы старые деревянные окна и входная металлическая дверь.
На момент выдачи Предписания на Объекте была разобрана только крыша (отсутствовали металлические листы); строительные леса были установлены на одном фасаде во внутридворовой части адрес, старые деревянные окна на первом и втором этажах были в наличии, во внутридворовой части адрес со стороны адрес была разобрана только половина крыши, по фасаду никакие работы не велись, имелись старые деревянные окна и была установлена входная металлическая дверь, имелся деревянный пристрой, строительные леса не были установлены, утеплительного материала на фасаде Объекта не было.
Согласно информации, представленной Обществом с ограниченной ответственностью "... " в связи с проведением внеплановой выездной проверки, поступившей в адрес Управления (вх. N 01-06/3048 от 20 октября 2017 года), работы на Объекте ими не ведутся, получено задание от 10 октября 2017 года на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также выполняется поиск лицензированной организации для разработки проекта на приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
Однако, исходя из анализа ситуации и по итогам проверки установлено, что фактически работы на Объекте продолжались, имеются видимые изменения на Объекте, выданное Управлением задание от 10 октября 2017 года на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия является только заданием на разработку научно-проектной документации, разрешение же на проектирование работ не выдано, соответственно также не выданы задание и разрешение на производственные работы.
Таким образом, установлено, что Обществом с ограниченной ответственностью "... " (в лице директора Евдокимова А.В.) Предписание Управления от 15 сентября 2017 года N 02-07/2128 не исполнено, работы на Объекте не приостановлены.
Данными действиями по утверждению административного надзорного органа нарушены требования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ). В частности, требования пункта 7 статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ о том, что изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 Федерального закона N 73-ФЗ, работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.
Согласно уставу единоличным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью "... " является его директор. Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 14 сентября 2017 года директором общества с ограниченной ответственностью "... " является Евдокимов А.В.
На основании изложенного, административный надзорный орган пришёл к выводу, что в действиях директора ООО "... " Евдокимова А.В. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениями ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа (пункт 2).
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (пункт 3).
В силу абзаца 2 п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 года N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридических лиц" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Согласно имеющихся в материалах дела данных Почты России (л.д. 63, 64, 77, 83), административным надзорным органом в адрес ООО "... " по адресу, указанному в ЕГРЮЛ и самым обществом (450001, адрес 450096, адрес, а... ), направлялись копия приказа о проведении внеплановой проверки, акт проверки, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что в силу приведенных выше норм считается надлежащим извещением.
Нахожу, что директор ООО "... " Евдокимов А.В, являющийся руководителем юридического лица, обязан был принять меры к получению корреспонденции по заявленному юридическому адресу. Ненадлежащая организация деятельности юридического лица в части получения поступающей в его адрес почтовой корреспонденции является риском самого юридического лица, несущего неблагоприятные последствия такого поведения. Поэтому неполучение заявителем направленных ему административным надзорным органом документов и извещения не свидетельствует о нарушении административным надзорным органом прав и законных интересов директора Евдокимова А.В.
Выводы судьи Ленинского районного суда г. Уфы об обратном, нахожу преждевременными и должным образом не аргументированными.
Кроме того, должным образом не мотивировано на основании каких объективных данных, заслуживающих внимания, судья районного суда пришёл к выводу о том, что к проведенным строительным работам на объекте культурного наследия "... " ООО "... " не имеет отношения. К участию в судебном процессе не привлечены возможные иные лица, имеющие отношение к строительным работам на данном объекте культурного наследия.
Также судья районного суда сослался на то, что не представляется возможным установить в какой период времени проведены строительные работы на объекте культурного наследия, при этом судья районного суда не предпринял какие-либо меры для установления данного факта путём возложения на стороны обязанности предоставить соответствующие доказательства.
Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление судьи Ленинского районного суда г. Уфы от 08 декабря 2017 года подлежащим отмене, и, учитывая, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный положением части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, на момент рассмотрения жалобы не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд
г. Уфы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,
РЕШИЛА:
Отменить постановление судьи Ленинского районного суда г. Уфы от
08 декабря 2017 года, вынесенное в отношении директора ООО "... " Евдокимова... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Жалобу начальника отдела контроля Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан
Лукманова И.И. удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан С.И. Шарафутдинова
справка:
судья Ситник И.А.
дело N 12-70/2018
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.