Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Г.Д. Вахитовой
судей З.И. Булгаковой
О.В. Гильмановой
при секретаре А.И. Хайдарове
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Каримова Ф.Ф. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований Каримова Ф.Ф. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о зачете периодов военной службы, обучения в учебных заведениях в специальный стаж, назначении пенсии, компенсации морального вреда - отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гильмановой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каримов Ф.Ф. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан (далее - МВД по РБ) о зачете периодов военной службы, обучения в учебных заведениях в специальный стаж, назначении пенсии, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что в период времени с дата по дата проходил службу в армии, при этом, в период с дата по дата - за пределами СССР (Польша). С дата истец начал службу в органах внутренних дел МВД по РБ (далее - ОВД). дата Каримов Ф.Ф. уволен из ОВД дата по состоянию здоровья. Срок службы в ОВД составил
9 лет 8 месяцев 27 дней. В период дата по дата проходил обучение в средних профессионально - технических училищах N... и N... г. Уфы, с дата по дата по очной форме обучения. Также проходил обучение в БГАУ в период с
дата по дата (заочно). Истец обратился к ответчику с заявлением о включении в стаж службы в ОВД периода его службы в армии и учебы, которое оставлено без удовлетворения. Просил суд обязать ответчика засчитать в стаж государственной службы в ОВД период военной службы по призыву с дата по дата из расчета
1 день военной службы за два дня государственной службы - 3 года
11 месяцев 4 дня; засчитать в стаж государственной службы в ОВД период обучения с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата - 2 года 6 месяцев; обязать МВД по РБ оформить пенсию на льготных условиях и по болезни с дата; взыскать расходы по оплате услуг представителя - 37000,00 рублей, компенсацию морального вреда - 85000,00 рублей.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Каримов Ф.Ф. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд не привлек к участию в деле в качестве соответчика пенсионный фонд МВД РБ; ответчиком не заявлялось ходатайства о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с заявленными им требованиями.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), выслушав истца и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
В соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18).
Во исполнение предписания федерального законодателя Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 года издало постановление N 941. Первоначально нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации N 40, 4 октября
1993 года.
Абзац четвертый пункта 2 внесен в оспариваемый нормативный правовой акт постановлением Правительства Российской Федерации от
25 августа 2012 года N 854, которое опубликовано в "Российской газете" от 29 августа 2012 года, Собрании законодательства Российской Федерации
N 36, 3 сентября 2012 года. Оспариваемый нормативный правовой акт действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469.
Главным условием, которое определяет право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является наличие соответствующей выслуги на службе в органах внутренних дел. Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяя условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, в том числе сотрудников органов внутренних дел, закрепил возможность включения в выслугу лет для назначения им пенсии времени учебы до определения на службу (часть первая статьи 18) и отнес определение порядка исчисления выслуги лет к полномочиям Правительства Российской Федерации (часть третья статьи 18).
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" также предусмотрело исчисление выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел с учетом времени их обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы (абзац второй пункта 2).В действующей редакции пункта 2 названного Постановления данное правило распространяется на сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01 января 2012 года (абзац четвертый).
Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяя условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, в том числе сотрудников органов внутренних дел, закрепил возможность включения в выслугу лет для назначения им пенсии времени учебы до определения на службу (часть первая статьи 18) и отнес определение порядка исчисления выслуги лет к полномочиям Правительства Российской Федерации (часть третья статьи 18).
Таким образом, установленный вышеуказанными положениями законодательства Российской Федерации, в их взаимосвязи со статьей 63 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I), N 4202-1, порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением службы в органах внутренних дел, предполагает включение в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел, поступивших на службу до 01 января 2012 года, периодов их обучения только по очной форме в высших и средних специальных учебных заведениях.
Такое правовое регулирование, по существу, закрепляет льготу, позволяющую увеличивать выслугу для назначения пенсии, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2013 года N 1142-О.
Далее. Как указывалось выше, пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон о пенсионном обеспечении).
В статье 1 вышеуказанного Закона о пенсионном обеспечении перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
Статьей 2 Закона о пенсионном обеспечении установлено, что Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно частям 2, 3 статьи 18 Закона о пенсионном обеспечении, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Абзацем 1 пункта 5 данного постановления установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Более того, действие Закона Российской Федерации от 12 февраля
1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" не распространяется на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную военную службу).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, выслуга истца на военной службе, службе в ОВД составляет менее 12 лет 6 месяцев. При этом, на день увольнения с ОВД Каримов Ф.Ф. не достиг 45 - летнего возраста. Не имеется у истца и необходимой выслуги (20 лет) для включения в льготной исчислении времени обучения по правилам пункта "а" статьи 13 вышеназванного Закона.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценке доказательств, произведенной по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о непривлечении к участию в деле пенсионного органа МВД по РБ основанием для отмены обжалуемого судебного постановленяи не является, поскольку пенсионный отдел МВД по РБ не является самостоятельным органом и входит в структуру МВД по РБ. Следовательно, оснований для привлечения названного отела к участию в деле не имелось.
Довод жалобы об отсутствии со стороны ответчика ходатайства о пропуске истцом срока обращения в суд опровергается содержанием протокола судебного заседания от дата, согласно которого представитель ответчика просил применить последствия пропуска Каримовым Ф.Ф. срока исковой давности по требованиям о перерасчете выслуги лет (л.д. 84).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от
дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Каримова Ф.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Д. Вахитова
Судьи З.И. Булгакова
О.В. Гильманова
Справка: судья Н.Р. Идиятова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.