Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.
судей Валиуллине И.И.
Голубевой И.В.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Рахматуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Махмудовой Г.Ф, действующей за себя и в интересах малолетнего Махмудова И.Д. - Ахметшина Д.И. на решение Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 ноября 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Махмудовой Гузель Фаридовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Махмудова Исмаила Давроновича, к Салимяновой Суфие Сафовне о компенсации морального вреда, причиненного преступлением удовлетворить частично.
Взыскать с Салимяновой Суфии Сафовны в пользу Махмудовой Гузель Фаридовны компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Взыскать с Салимяновой Суфии Сафовны в пользу Махмудова Исмаила Давроновича компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Взыскать с Салимяновой Суфии Сафовны в пользу Махмудовой Гузель Фаридовны расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 рублей.
Взыскать с Салимяновой Суфии Сафовны государственную пошлину в бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан государственную пошлину в размере 300 рублей.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Махмудова Г.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к Салимяновой С.С. о возмещении морального вреда и понесенных расходов. В обоснование своих требований указав, что 28.03.2017 в период времени с 09 часов 00 минут до 19 часов 30 минут Салимянова С.С, заведомо не желая надлежащим образом исполнять возложенные на нее обязанности по уходу за малолетним Махмудовым И.Д, поместила его в детскую кроватку, чтобы он ей не мешал смотреть телепередачи, однако последний стал плакать и требовать к себе внимания со стороны Салимяновой С.С, в связи с чем у последней к Махмудову И.Д. возникли личные неприязненные отношения и у нее в связи с этим сформировался преступный умысел, направленный на причинение физических и психических страданий Махмудову И.Д. путем систематического совершения побоев и других насильственных действий, а также грубого обращения по отношению к нему. В этот же период времени, находясь по адресу: адрес, Салимянова С.С, действуя умышленно, из личных неприязненных отношений к малолетнему Махмудову И.Д, заведомо зная, последний находится в беспомощном состоянии, применяя насилие, взяла его в руки и резко с силой бросила его в детскую кроватку, в результате о Махмудов И.Д. заплакал, после чего Салимянова С.С. не реагируя на плачь и крики ребенка, нанесла лежащему в детской кроватке Махмудову И.Д. не менее одного удара своей рукой, затем резко с силой его толкнула к стенке, причинив своими действиями Махмудову И.Д. физическую боль, при этом свои действия сопровождала грубой бранью в адрес последнего, причиняя Махмудову И.Д. психические страдания. После этого, видя, что Махмудов И.Д. не успокаивался, она несколько толкала его об спинку кровати, а также наносила удары своей рукой. Приговором Орджоникидзевского районного суда г. Уфы РБ от 28.06.2017 года Салимянова С.С. признана виновной и осуждена по п. "г" ст. 117, п. "б" ч 2 ст.238 УК РФ
Приводя данные обстоятельства, истец просит взыскать с Салимяновой С.С. в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей; в пользу ее малолетнего сына компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей; расходы на юридические услуги в размере 30 000 рублей.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилприведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, представитель Махмудовой Г.Ф, действующей за себя и в интересах малолетнего Махмудова И.Д. - Ахметшин Д.И. обратился в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, просит решение изменить, указав, что определяя размер компенсации морального вреда в указанных суммах, суд не в полной мере принял во внимание обстоятельства, совершенного Салимяновой С.С. преступления (умышленную форму вины, совершение преступления в отношении малолетнего, широкий общественный резонанс, которое получило указанное преступление), поведение ответчика до и после преступления (отсутствие элементарных извинений со стороны Салимяновой С.С, попыток оказания психологической и материальной помощи), характер нравственных страданий Махмудовой Г.Ф. и её малолетнего ребенка Махмудова И.Д. (в отношении которого было применено физическое насилие со стороны Салимяновой С.С.), иные индивидуальные особенности, изложенные в исковом заявлении. Также просит изменить решение суда в части взысканных расходов на оплату услуг представителя.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Салимянова С.С, ее представитель Агадуллина И.В. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 28.03.2017 в период времени с 09 часов 00 минут до 19 часов 30 минут Салимянова С.С, заведомо не желая надлежащим образом исполнять возложенные на нее обязанности по уходу за малолетним Махмудовым И.Д, поместила его в детскую кроватку, чтобы он ей не мешал смотреть телепередачи, однако последний стал плакать и требовать к себе внимания со стороны Салимяновой С.С, в связи с чем у последней к Махмудову И.Д. возникли личные неприязненные отношения и у нее в связи с этим сформировался преступный умысел, направленный на причинение физических и психических страданий Махмудову И.Д. путем систематического совершения побоев и других насильственных действий, а также грубого обращения по отношению к нему.
В этот же период времени, находясь по адресу: адрес, Салимянова С.С, действуя умышленно, из личных неприязненных отношений к малолетнему Махмудову И.Д, заведомо зная, последний находится в беспомощном состоянии, применяя насилие, взяла его в руки и резко с силой бросила его в детскую кроватку, в результате о Махмудов И.Д. заплакал, после чего Салимянова С.С. не реагируя на плачь и крики ребенка, нанесла лежащему в детской кроватке Махмудову И.Д. не менее одного удара своей рукой, затем резко с силой его толкнула к стенке, причинив своими действиями Махмудову И.Д. физическую боль, при этом свои действия сопровождала грубой бранью в адрес последнего, причиняя Махмудову И.Д. психические страдания.
После этого, видя, что Махмудов И.Д. не успокаивался, она несколько толкала его об спинку кровати, а также наносила удары своей рукой.
В соответствии с выводами специалиста - педагога-психолога МБДОУДО ЦТШМСП ДО "Саторис" Коломиец З.Р. от 20.04.2017 вышеуказанные противоправные действия Салимяновой С.С, связанные с грубым и небрежным обращением по отношению к Махмудову И.Д. являются недопустимыми и представляют опасность для здоровья (психического) ребенка, т.к. у детей в возрасте до одного года происходит формирование психических процессов и любое негативное действие в отношении них может нарушить данный процесс и в результате чего образуются различные заболевания и неврозоподобные состояния в виде тиков, энуреза, сосание пальца, энкопреза и возникновение страхов.
В соответствии с выводами специалиста - заведующего травмоортопедическим отделением ГБУЗ РБ ГКБ N10 г. Уфы Атик Б.Х. от 22.05.2017 вышеуказанные противоправные действия Салимяновой С.С, связанные с применением насилия и побоев к малолетнему Махмудову И.Д. являются опасными для его здоровья, т.к. в данном возрасте опорно-двигательный аппарат и костно-мышечная система не достаточно развиты, можно получить повреждения шейного отдела позвоночника, в том числе вывихи и растяжения, черепно-мозговую травму, переломы конечностей, от ударов по телу можно получить ушибы, внутренние повреждения органов.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом. Исходя из этого, суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Приговором Орджоникидзевского района г. Уфы от 28 июня 2017г. Салимянова С.С. признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных п. "г" ч. 2 ст. 117, п. "б" ч.2 ст. 238 УК РФ и ей назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 (три) года 6 (шесть) месяца. На основании ст.73 УК РФ наказание назначено условно с испытательным сроком на 3 (три) года.
Указанный приговор сторонами не обжаловался, вступил в законную силу 15.08.2017 года.
Частично удовлетворяя исковые требования о компенсации морального вреда, суд правильно применил положения ст. ст. 150, 1101 ГК РФ.
Между тем, суд при вынесении решения не учел следующее.
В соответствии со статьей 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Нарушение имущественных и личных неимущественных прав преступлением подлежит восстановлению на основании статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Физическое насилие заключается в нанесении побоев, ограничении свободы, истязании, причинении любой степени вреда здоровью несовершеннолетнего.
Психическое насилие может выражаться в унижении, оскорблении, осмеянии, высказывании угроз, запугивании, травле и др. Применение иных недопустимых способов воспитания может проявляться в лишении питания, одежды, сна и отдыха, неоказании медицинской и иной помощи и т.п.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" содержится разъяснение, согласно которому под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, неприкосновенность жизни и т.п.). Размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В соответствии с правовым позициям Конституционного Суда РФ, суд, определяя размер подлежащего компенсации морального вреда по основаниям, предусмотренным в статье 1100 ГК РФ, в совокупности оценивает конкретные обстоятельства дела, соотнося их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности (Определение от 15.07.2004 N 276-О).
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Анализируя вышеприведенные правовые нормы в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что определенный судом размер компенсации морального вреда в пользу истцов является не соответствующим принципу разумности и справедливости.
При определении размера компенсации морального вреда суд первой инстанции не в полной мере принял во внимание фактические обстоятельства дела: степень вины Салимяновой С.С, возраст малолетнего Махмудова И.Д, степень причиненных нравственных и физических страданий, в результате нанесенных побоев малолетнему ребенку и насильственных действий, а также грубое обращение по отношению к нему.
Судебная коллегия считает необходимым обратить внимание, что согласно статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (ред. от 13.05.2004) никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,
В соответствии со статьями 3 и 18 Конвенции ООН о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г, государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребенка, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Конкретизируя приведенные основополагающие принципы, Федеральный закон от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей называет формирование правовых основ гарантий прав ребенка, гарантирование осуществления прав детей, закрепленных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребенка в интересах общества (преамбула и статья 4).
Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители и опекуны несовершеннолетних имеют право на компенсацию за причиненный вред здоровью или травму.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции неверным и подлежащим изменению в части установления размера компенсации морального вреда на основании неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу названной нормы разумные пределы являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности рассмотрения дела, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в гражданском процессе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его Определении от 17.07.2007 г. N 382-О-О, суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и интересов сторон. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ.
Поскольку дело не представляет собой какой-либо фактической или правовой сложности, собирания и представления большого количества доказательств, в связи с чем для подачи иска и представления интересов истца в суде не требовалось выполнения большого объема работы, применяя положения ст. 100 ГПК РФ, исходя из принципа разумности, справедливости, конкретных обстоятельств дела судебная коллегия полагает возможным доводы апелляционной жалобы в этой части оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 ноября 2017 года изменить в части взыскания с Салимяновой Суфии Сафовны в пользу Махмудовой Гузель Фаридовны, Махмудова Исмаила Давроновича компенсации морального вреда.
Взыскать с Салимяновой Суфии Сафовны в пользу Махмудовой Гузель Фаридовны компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Взыскать с Салимяновой Суфии Сафовны в пользу Махмудова Исмаила Давроновича компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи И.И. Валиуллин
И.В. Голубева
Справка: судья Легостаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.