Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Р.Х. Мугиновой
судей Л.В.Портновой
О.Р. Фархиуллиной
при секретаре М.А. Галяутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО9 на решение Зилаирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 ноября 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований представителя ФИО10 к Администрации муниципального района Хайбуллинский район РБ о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - отказать.
Заслушав доклад судьи Фархиуллиной О.Р, судебная коллегия
установила:
ФИО11 обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Хайбуллинский район РБ о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и признании за ФИО12 права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Свои требования мотивирует тем, что ФИО13 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, а также не является собственником какого-либо жилого помещения, в связи с чем полагает, что у истца имеется право на получение жилого помещения. Истец воспитывался в Учалинском детском доме. ФИО14 обратился в Администрацию района с заявлением о включении его в список детей-сирот и граждан, подлежащих обеспечению жильем по договорам найма специализированных жилых помещений, однако ему было отказано в постановке на учет ввиду пропуска срока для подачи заявления, которое должно было быть подано до достижения им 23 лет. Указывает, что о сроках обращения с требованием о постановке на учет ФИО15 известно не было, со стороны детского дома никаких действий по защите его жилищных прав не предпринималось.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе ФИО16 ставит вопрос об отмене решения суда ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обосновании жалобы приведены доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения Даутова М.Б, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит достаточных оснований для отмены или изменения решения суда.
Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 данного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вместе с тем, в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как установлено судом и следует из материалов, ФИО17 с 17 декабря 2009 года постоянно зарегистрирован по месту жительства по адресу: N... В указанном доме зарегистрировано шесть человек. Решением Хайбуллинского районного суда РБ от 26 августа 1983 года родители ФИО18 лишены родительских прав, в связи с чем он приобрел статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно справке N10 от 25 марта 2014 года, выданной МУЗ Дом ребенка специализированный городского округа г.Уфа РБ, ФИО19, 22 августа 1982 года рождения с 05 июля 1983 года по 02 сентября 1986 года воспитывался в Доме ребенка, выбыл в детский дом г.Белорецк, п. Серменево.
С 11 сентября 1986 года по 15 сентября 1994 года ФИО20 воспитывался в ГБОУ Серменевский детский дом им. А. Мубарякова Белорецкого района РБ и находился на полном государственном обеспечении. 15 сентября 1994 года переведен на дальнейшее воспитание и обучение в Учалинский детский дом, в связи с закрытием детского дома на капитальный ремонт, что видно из справки директора ГБОУ Серменевский детский дом им. А. Мубарякова N27 от 26 марта 2014 года.
С 07 сентября 1994 года по 28 августа 1997 года воспитывался в ГБОУ Учалинский детский дом РБ и находился на полном государственном обеспечении, подтверждается справкой выданной ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Учалинский детский дом РБ.
Из сообщения ГБПОУ Акъярский горный колледж им. И.Тасимова следует, что ФИО21 с 05 сентября 1997 года по 08 июня 2000 года обучался в СПТУ N N.., копия личного дела утеряна.
Согласно военному билету НП N... ФИО22 с 16 ноября 2001 года по 18 октября 2002 года проходил военную службу по призыву.
ФИО23 в августе 2017 года обратился в Администрацию MP Хайбуллинский район РБ с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Письмом Администрации района от 08 августа 2017 года N 2110 ФИО24 было отказано в постановке на учет в связи с достижением возраста 34 года.
22 августа 2005 года с письменным заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как имеющей право на социальные гарантии, предусмотренные законом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в органы местного самоуправления истец не обращался.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными нормами права, и исходил из того, что срок постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцом пропущен. Доказательств об уважительности причин, которые препятствовали истцу до достижения возраста 23 лет встать на указанный учет, в ходе судебного разбирательства не установлено. Истец утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23 летнего возраста ФИО25 не принимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представил в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи первой, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа приведенных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в компетентные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Поскольку истец до указанного возраста не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, впервые обратился с соответствующим заявлением после достижения возраста 23-х лет, доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением не представил, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы о ненадлежащем исполнении руководителем Детского дома должностных обязанностей, что, по мнению истца, привело к нарушению его жилищных прав, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку в детском доме он воспитывался до 1997 года, недееспособным истец не признан, при этом впервые о правах как лица вышеуказанной категории он заявил в 2017 году (в возрасте 34 лет), при том, что имел возможность самостоятельного улучшения жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения им совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет.
Само по себе правовая неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия (2000 год), а также исполнения 23 лет (2005 год), до обращения с иском в суд (2017 год), не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отказе ФИО26 в иске о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к Администрации муниципального района Хайбуллинский район РБ, является правомерным.
При рассмотрении дела судом были установлены все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, всем доказательствам, представленным в судебное заседание сторонами, дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания ее неправильной не установлено. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан.
определила:
решение Зилаирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО27 - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х.Мугинова
Судьи Л.В. Портнова
О.Р. Фархиуллина
Справка: судья Подынь З.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.