Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Кривцовой О.Ю,
судей Александровой Н.А. и Хакимова А.Р,
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Забирова ФИО12 к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения от дата года N... об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,
по апелляционной жалобе представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Хабибрахмановой Э.Р. на решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А, объяснения представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Зенченко Д.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Забиров Ф.Р. обратился в суд с указанным административным иском к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре. Требования мотивированы тем, что между ООО "БашСтрой" и Забировым Ф.Р. дата подписан предварительный договор купли-продажи квартиры, в соответствии с условиями которого стороны договорились о подготовке и заключении в последующем акта взаимозачета и Договора долевого участия в строительстве жилья, расположенного по адресу: адрес, со следующими характеристиками: номер адрес, количество комнат: 2, общая проектная площадь квартиры: 54,35 кв.м, этаж 4,секция 1. Точные характеристики квартиры будут уточнены при заключении основного договора. Согласно Договора плановый срок окончания строительства 4 квартал 2014 года. В соответствии с пунктом 2.2 Договора стоимость квартиры на момент подписания основного договора будет составлять 1 850 000 рублей. Забировым Ф.Р. в кассу общества "БашСтрой" перечислены денежные средства в размере 1 500 000 рублей, о чем имеется квитанция N... от дата. Вместе с тем, должник не выполнил свои обязательства по передаче жилого помещения с последующим оформлением в его собственность.
Административный истец считает, что он подлежит включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, однако административный ответчик отказал во включении в реестр незаконно, в отсутствие мотивированного решения, что лишило его возможности в полном объеме защитить свои права. Просит признать незаконным решение от дата N... об отказе во включении в реестр граждан чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязать включить его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решением Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 ноября 2017 года с учетом определения суда от 15 ноября 2017 года исковые требования Забирова Ф.Р. удовлетворены: признано незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре N... от дата об отказе Зубирову ФИО13 во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре возложена обязанность включить Забирова ФИО14 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В апелляционной жалобе представитель государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Хабибрахманова Э.Р. ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
В возражении на апелляционную жалобу Забиров Ф.Р. просит решение оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Забирова Ф.Р, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.
Выслушав объяснения, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, дата между ООО "БашСтрой" и Забировым Ф.Р. заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, предметом которого являлась подготовка и заключение в последующем акта взаимозачета и договора долевого участия в строительстве жилья, расположенного по строительному адресу: адрес" со следующими характеристиками: номер адрес, количество комнат 2, этаж 4, общая проектная площадь 54,35 кв.м, девятиэтажного кирпичного дома с чистовой отделкой квартиры. Полный срок окончания строительства - 4 квартал 2014 года. Точные характеристики квартиры будут уточнены при заключении основного договора.
Согласно п.п. 2.1, 2.2 договора стоимость квартиры на момент подписания основного договора будет составлять 1 850 000,00 рублей из расчета стоимости за 1 кв.м. квартиры в размере 34 000,00 руб. включая НДС, являющейся фиксированной вне зависимости от факторов ценообразования, а также возникновения затрат, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора.
Пунктом 2.3. предварительного Договора предусмотрено, что оплата стоимости квартиры будет производиться путем безналичного перечисления денежных средств на банковский счет или путем внесения наличных денежных средств в кассу продавца в порядке и в сроки, определенные договором.
Согласно разделу 3 предварительного договора продавец обязался оформить акт взаимозачета и Договор долевого участия в строительстве квартиры после ее полной оплаты; заключить с покупателем акт взаимозачета и Договор долевого участия в строительстве квартиры, а покупатель обязался оплатить продавцу денежную сумму в размере 1 850 000 рублей, включая НДС: 1 500 000 рублей - оплачено на момент заключения предварительного договора в ООО "БашСтрой", путем внесения наличных денежных средств в кассу продавца; 350 000 рублей обязуется оплатить путем внесения в кассу продавца до дата Сумма договора является фиксированной и не подлежит индексации.
В подтверждение внесения Забировым Ф.Р. в кассу общества "БашСтрой" денежных средств в размере 1 500 000 рублей в материалы дела представлена копия квитанции к приходному кассовому ордеру N... от дата на сумму 1 500 000 рублей. Однако принятые на себя обязательства по передаче жилого помещения с последующим оформлением в собственность общество не выполнило, квартира в собственность Забирову Ф.Р. не передана.
Постановлением следователя СЧ по РОПД ГСУ при МВД по РБ Остроумова А.В. от дата Забиров Ф.Р. признан потерпевшим по уголовному делу N.., возбужденному дата по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с причинением ему имущественного вреда.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.10.2014 года удовлетворено требование Забирова Ф.Р. о передаче жилого помещения, постановлено включить в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений ООО "БашСтрой" требование Забирова Ф.Р. о передаче двухкомнатной адрес, общей проектной площадью 54,35 кв.м, расположенной на адрес, за которую уплачено 1 500 000 рублей.
Забиров Ф.Р. обратился в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, приложив к заявлению необходимые документы.
Уведомлением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре N... от дата Забирову Ф.Р. отказано во включении в реестр на основании подпункта 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от дата N... /пр, ввиду несоответствия заявителя подпункту 2 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Забирова Ф.Р. о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, поскольку истец соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших, установленным Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".
Судебная коллегия оснований не согласиться с такими выводами суда не усматривает; они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении закона, соответствует установленным по делу обстоятельствам и содержанию исследованных судом и получивших надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ доказательств.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. N 560/пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, в силу п.п. 1 п. 2 которых критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются: 1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за исключением следующих объектов строительства: а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия; б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект; в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ; г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома; д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов. 2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ; 3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве; 6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Из правового анализа приведенного законодательства следует, что Забиров Ф.Р. полностью соответствует Критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Как указывалось ранее, привлекший денежные средства заявителя для строительства многоквартирного дома застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед Забировым Ф.Р, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность дольщику не передана. В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору административный истец исполнил, следовательно, Забиров Ф.Р. относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Пунктом 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр.
Так, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий: 1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу; 2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; 3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта; 4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору); 5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, указанные обстоятельства в отношении административного истца судом не установлены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что договор участия в долевом строительстве от дата является предварительным и не зарегистрирован в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", что в силу требований Правил является основанием для отказа во включении заявителя в реестр, нельзя признать убедительными.
В соответствии с частью 2 статьи 1 и частью 3 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и подлежащего государственной регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 и частью 3 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и подлежащего государственной регистрации.
Как в целом Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так и требование о форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства. Следовательно, доводы апелляционной жалобы о том, что без соблюдения требований к форме договора, его государственной регистрации гражданин не вправе рассчитывать на предусмотренные этим Федеральным законом меры в случае нарушения его прав, не учитывает цели данного Федерального закона и является ошибочной.
Доводы жалобы о том, что привлечение денежных средств граждан ООО "Башстрой" осуществлялось в нарушение Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", по объекту строительства по адресу: адрес застройщик не представлял ежеквартальную отчетность в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, таким образом, вышеуказанный объект строительства не соответствует понятию проблемный объект, подлежат отклонению.
Понятие проблемного объекта в целях формирования реестра пострадавших граждан с привязкой к объектам жилищного строительства содержится в пункте 2 Критериев, согласно которым не относятся к проблемным объекты строительства: а) введенные в эксплуатацию многоквартирные дома или не завершенные строительством многоквартирные дома, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия; б) не завершенные строительством многоквартирные дома, строительство которых осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельных участках, на которых возведены (возводятся) такие объекты; в) не завершенные строительством многоквартирные дома, созданные (создаваемые) на земельных участках в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельные участки, либо договора аренды, договора субаренды таких земельных участков, либо договора безвозмездного пользования земельными участками, предусмотренными Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; г) не завершенные строительством многоквартирные дома, созданные (создаваемые) на земельных участках, разрешенное использование которых не допускает строительства на нем данных домов; д) не завершенные строительством многоквартирные дома, строительство которых осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
Исходя из изложенного, то обстоятельство, что застройщик не представлял ежеквартальную отчетность в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре по объекту строительства по адресу: адрес само по себе не исключает отнесение указанного объекта к проблемным.
Таким образом, отказ административного ответчика во включении Забирова Ф.Р. в реестр на основании подпункта 1 пункта 10 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, является незаконным.
Вместе с тем, признав незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре N... от дата об отказе Забирову Ф.Р. во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, суд возложил на административного ответчика обязанность включить административного истца в соответствующий реестр граждан.
Судебная коллегия отмечает, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Разрешение вопроса о включении административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относится к исключительной компетенции Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, соответственно, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления. В связи с этим права административного истца подлежат защите в соответствии положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, согласно которой в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом изложенного решение суда в части возложения обязанности на административного ответчика включить Забирова Ф.Р. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, подлежит отмене с принятием нового решения с указанием о возложении на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре обязанности принять по заявлению Забирова Ф.Р. решение в соответствии с требованиями пункта 8 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Минстроя России от 12.08.2016 года N... /пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 ноября 2017 года отменить в части возложения на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре обязанности включить Забирова Ф.Р. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В указанной части принять новое решение.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре принять по заявлению Забирова Ф.Р. решение в соответствии с требованиями пункта 8 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".
В остальной части решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 ноября 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий: Кривцова О.Ю.
Судьи: Александрова Н.А.
Хакимов А.Р.
Справка: судья Буляккулова Н.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.