Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,
при секретаре Д.
рассмотрев жалобу Черномордова Максима Евгеньевича на постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 декабря 2017 г. Черномордов М.Е. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере ? стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, что составило 284718 руб. 38 коп.
Из постановления следует, что Черномордов М.Е. 02 февраля 2017 г. на таможенном посту МАПП "Торфяновка" Выборгской таможни не осуществил декларирование при въезде из Финляндии в Российскую Федерацию подлежащего декларированию товара, не предназначенного для личного пользования. В транспортном средстве "Джип Коммандер", (государственный регистрационный знак Р575РР98) Черномордовым М.Е. перемещался товар: набор столовых приборов из металла серого цвета, ножи - 6 шт, вилки - 6 шт, ложки - 6 шт, ложки чайные - 6 шт, вилки - 2 шт, лопатки - 2 шт, игрушка качалка в виде коня из дерева, ведро из металла оранжевого цвета со вставкой, сервиз столовый из металла серого цвета, состоящий из чайника на подставке, сахарница, картина, сервиз столовый из стекла красного цвета, состоящий из 4 стаканов и 2 ваз, блюдо, салатница, светильник потолочный из стекла и металла черного и желтого цвета с проводами для подключения, светильник настенный из стекла и металла желтого цвета с проводом и вилкой, салатница-фруктовница из металла серого цвета, тарелка из металла серого цвета с гравировкой, светильник настольный из полиуретана и металла коричневого цвета в виде юноши с прикреплённым в верхней части патроном для электрических ламп и с проводами для подключения, тренога из металла серого цвета, сервиз столовый из металла серого цвета, состоящий из 12 рюмок, ваза из керамики белого цвета с изображением чаек, сливочник, поднос, чайники - 4 шт, молочник, кувшин, кубок из металла серого цвета, сливочник из металла серого цвета, набор из 12 ложек из металла серого цвета, светильник настольный из стекла и металла серого цвета с проводом и вилкой, светильник настольный из металла желтого цвета с проводом и вилкой. Всего 12 мест, общим весом нетто/брутто 48,2/ 50,85 кг.
Согласно заключению экспертно-криминалистической службы - филиала ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург от 11 мая 2017 г. рыночная стоимость товара составила 796292 руб, таможенная стоимость - 666985,06 руб.
В жалобе Черномордова М.Е. содержится просьба об отмене постановления суда и о прекращении дела. В жалобе указывается на необоснованность вывода о совершении заявителем административного правонарушения, сделанного на основе недопустимых доказательств, полученных с нарушением закона.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитников Арутюняна С.Р. и Саркисяна А.В, заслушав представителей Выборгской таможни Морщакова И.А. и Ершову К.В, прихожу к следующему.
Порядок и условия таможенного декларирования товаров при их перемещении через таможенную границу регулируются таможенным законодательством Российской Федерации и международными договорами (соглашениями), участником которых является Российская Федерация.
Согласно п. 1 ст. 352 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего до 01 января 2018 г.) товары, не являющиеся товарами для личного пользования, перемещаются через таможенную границу таможенного союза в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством.
Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пп. 1, 3 ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с ч. 3 ст. 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.
Таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств-членов таможенного союза (п. 3 ч. 2 ст. 355 главы 49 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, заключенным 18 июня 2010 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, установлено, что к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, относятся товары, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов (Приложение 3 к Соглашению).
Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ, влечет в соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении граждан наложение административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Принимая решение о совершении Черномордовым М.Е. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, суд исходил из доказанности виновного бездействия Черномордова М.Е. в отношении обязанности по декларированию перемещаемого через таможенную границу таможенного союза товара, не предназначенного для личного пользования.
Вместе с тем, судом не было дано должной оценки ряду обстоятельств, влияющих на законность и обоснованность постановления.
Как следует из материалов дела, в ходе производства административного расследования таможенный орган пришел к выводу, что часть товара, перемещаемого Черномордовым М.Е, относится к категории культурных ценностей. В соответствии с заключением экспертизы таможенная стоимость данного товара составила 580414,63 руб.
Таможенная стоимость товара, не относящегося к категории культурных ценностей, составляет 86570,43 руб. (1331,19 евро).
29 мая 2017 г. в КУСП Выборгской таможни был зарегистрирован рапорт начальника таможенного поста МАПП "Торфяновка" Выборгской таможни об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда), в отношении действий Черномордова М.Е. по незаконному перемещению через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС культурных ценностей.
На момент рассмотрения дела решения по указанному событию в рамках уголовно-процессуального законодательства не принято.
Анализ выводов должностных лиц таможенного органа в отношении товара, относящегося к категории культурных ценностей, показывает, что обстоятельства перемещения Черномордовым М.Е. указанного товара через таможенную границу получили разную правовую оценку: как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, предусматривающее административную ответственность, и одновременно как преступление (контрабанда), влекущее уголовную ответственность.
Юридическая квалификация противоправных действий Черномордова М.Е. (если таковые будут установлены) по ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении товара, относящегося к категории культурных ценностей, может рассматриваться в случае возбуждения уголовного дела как исключающая административную ответственность, поскольку, во-первых, один и тот же факт незаконных действий не может быть основанием для привлечения виновного лица к двойной публично-правовой ответственности, а во-вторых, оставшаяся часть товара, не относящегося к категории культурных ценностей, по своей номенклатуре, таможенной стоимости (86570,43 руб.) и весу обладает признаками товара для личного пользования, который может перемещаться с освобождением от уплаты таможенных платежей и, таким образом, не подлежит декларированию.
При принятии решения по настоящему делу, считаю необходимым, кроме того, учесть следующее.
В ходе производства по делу Черномордовым М.Е. было заявлено, что декларирование перемещаемого товара, что он имел намерение осуществить, не было осуществлено вследствие противоправных действий должностных лиц таможенного органа, не предоставивших ему такую возможность.
Как следует из имеющихся и дополнительно полученных судом материалов, вопрос соблюдения требований таможенного законодательства должностными лицами таможенного поста МАПП "Торфяновка" Выборгской таможни в ходе таможенного контроля в отношении товара, перемещаемого Черномордовым М.Е. 02 (03) февраля 2017 г, был предметом проверки Ленинград-Финляндской транспортной прокуратуры.
По результатам проверки прокуратурой установлено, что право Черномордова М.Е. на таможенное декларирование перемещаемых товаров было ограничено. При осуществлении таможенного контроля, в том числе таможенного досмотра, должностными лицами таможенного поста Выборгской таможни были допущены нарушения ст. 116, п. 1 ст. 355, пп. 2, 3 ст. 357 Таможенного кодекса Таможенного союза, п. 2, 5, 6 ст. 11 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Требований, применяемых к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории, утвержденных Решением комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 259, п. 17 Методических рекомендаций Федеральной таможенной службы России по организации и проведению таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров от 04 февраля 2016 г. N 01-11/04772. Выявленные нарушения исключают, по мнению прокуратуры, возможность использования результатов таможенного контроля в качестве доказательств совершения правонарушения.
По итогам проверки Ленинград-Финляндской транспортной прокуратурой в адрес начальника Выборгской таможни направлено представление об устранении нарушений таможенного законодательства в деятельности Выборгской таможни, причин и условий им способствующих.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства, считаю, что доводы Черномордова М.Е. о недоказанности его вины в совершении административного правонарушения не были опровергнуты.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 декабря 2017 г, в связи с чем постановление подлежит отмене с прекращением дела.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 декабря 2017 г, принятое в отношении Черномордова Максима Евгеньевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу - прекратить.
Судья А.И. Осоцкий
(Судья Р.Ю. Петров)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.