Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Александровой Ю.К.
судей Птоховой З.Ю, Зарочинцевой Е.В.
прокурора Махова Е.А.
при секретаре Подкорытовой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 4 октября 2017 года по гражданскому делу N 2-1997/17 по иску Гарусовой М. И. к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании единовременной материальной помощи
Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К, объяснения представителя ответчика БалА.й А. Н, действующей на основании доверенности от 5 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, представителя истца- Калиной И. С, действующей на основании доверенности от 30 августа 2016 года сроком на пять лет, ордера N 1669342 от 11 января 2018 года, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
УСТАНОВИЛА:
Гарусова М.И. обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Министерству Внутренних дел Российской Федерации о взыскании, после уточнения исковых требований, единовременной материальной помощи в размере 300 000 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что проходила службу в органах внутренних дел. Была уволена из органов внутренних дел по п. "з" ст.58 (по состоянию здоровья), 20 марта 2012 года ей установлена "... " группа инвалидности.
Истец не получила страховое возмещение в связи с наступлением страхового случая, установлением 2 группы инвалидности в течение года после увольнения со службы в органах внутренних дел, поскольку Открытое акционерное общество "Страховая компания "Ростра", признано несостоятельным (банкротом).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Гарусова М.И. просила взыскать единовременную материальную помощь в размере 300 000 руб, установленную Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2015 года N 1063-р "О выделении из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел РФ, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 года, не получившим страховое возмещение в установленном порядке".
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 4 октября 2017 года с Российской Федерации в лице Министерства Внутренних дел России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Гарусовой М.И. взыскана сумма единовременной материальной помощи в размере 300 000 руб.
В апелляционных жалобах ответчик Министерство Внутренних дел Российской Федерации просят решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции третье лицо не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции не направило, доказательств уважительности причин неявки суду не представило. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменений, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Гарусова М.И. проходила службу в органах внутренних дел, УМВД России по "... " району города Санкт-Петербурга.
Приказом временно исполняющего руководителя ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" истец была уволена из органов внутренних дел по пункту "з" статьи 58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел. Выслуга составила в календарном исчислении 33 года 10 месяцев 13 дней.
"дата" Гарусовой М.И. установлена "... " группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы.
В период прохождения службы, жизнь и здоровье Гарусовой М.И. были застрахованы в соответствии с государственным контрактом обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, заключенным 11 февраля 2011 года между ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и ОАО СК "Ростра". Страховщик (ОАО СК "Ростра") принял на себя обязательства производить страховые выплаты при наступлении страховых случаев.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 июня 2012 года ОАО СК "Ростра" было признано несостоятельным (банкротом).
Решением "... " районного суда Санкт-Петербурга от "дата" с Министерства финансов Российской Федерации в пользу истцы было взыскано страховое возмещение 1 000 000 рублей, апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от "дата" данное решение было отменено и Гарусовой М.И. было отказано в удовлетворении иска. При этом, суд апелляционной инстанции указал, что государство выполнило свою обязанность и осуществило бюджетное финансирование обязательного страхования и заключение со страховой организацией -ОАО "СК "Ростра" государственного контракта от 17 февраля 2011 года об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц. Страховая выплата не была произведена в связи с банкротством страховой компании и ликвидацией страховщика - ОАО "СК "Ростра".
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции установил, что Гарусова М.И. имела законное право на получение страхового возмещения, поскольку она был уволена со службы "дата" по пункту " 3" статьи 58 Положения о службе ( по ограниченному состоянию здоровья), так как её инвалидность "... " группы от "дата" была получена в период прохождения службы в ОВД.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
Распоряжением Правительством РФ от 09 июня 2015 года N 1063-р "О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение в установленном порядке" выделены МВД России бюджетные ассигнования в размере 182 032 000 рублей для оказания единовременной материальной помощи гражданам из числа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), жизнь и здоровье которых подлежали обязательному государственному страхованию в 2010 и 2011 годах, не получившим страховое возмещение в установленном порядке, а также членам семей погибших (умерших) сотрудников из числа выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию.
Пунктом 2 Распоряжения установлено, что МВД России производит выплату единовременной материальной помощи в следующем размере:
в случае установления сотруднику в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, инвалидности: I группы - 400 тыс. рублей; II группы - 300 тыс. рублей; III группы - 157 тыс. рублей.
Таким образом, государство установило порядок и размер материальной помощи гражданам, не получившим страховое возмещение в установленном порядке.
Письмом Департамента по финансово- экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России от 17 июля 2015 года были направлены для исполнения территориальными органам МВД России списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 года N 1063-р, истица указана в данных списках (л.д.34).
Согласно данного письма, в срок до 01 сентября 2015 года должна была быть обеспечена выплата единовременной материальной помощи поименованным в списке лицам и в срок до 10 сентября 2015 года следовало представить отчет о произведенных выплатах.
Поскольку материалами дела достоверно подтверждено, что Гарусова М.И. имела законное право на получение страхового возмещения, по причине установления ей "... " группы инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, которое в установленном законе порядке она не получила по причине банкротства страховой компании и ликвидацией страховщика - ОАО "СК "Ростра", суд пришел к правильному выводу о наличии у истца права на получение материальной помощи в соответствии с распоряжением Правительства N 1063 от 09 июня 2015 года.
При этом, отсутствие в настоящее время денежных средств на выплату материальной помощи в связи с окончанием срока ее выплаты и перечислением остатка денежных средств в резерв МВД, не может свидетельствовать об отсутствии права истца на получение материальной помощи.
Не мог служить основанием для отказа в иске и тот, что факт, что истец документы подала только 27 ноября 2016 года, на что ссылается ответчик в апелляционной жалобе.
При этом, судебная коллеги считает необходимым отметить, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 09 июня 2015 года ограничений по сроку выплаты материальной помощи не имеет.
Так же судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что единовременная материальная помощь должна быть взыскана с ответчика МВД России, поскольку именно на МВД России в силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 09 июня 2015 года возложена такая обязанность. Кроме того, невостребованный остаток денежных средств был перечислен именно в МВД Российской Федерации по окончании установленного срока выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Российской Федерации основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, поскольку, как уже было указано выше, обязанность по осуществлению указанных выплат, производимых из резервного фонда Правительства Российской Федерации, вышеуказанным распоряжением была возложена не на Министерство финансов Российской Федерации, а на МВД России.
Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, направлены на оспаривание выводов суда и иную оценку доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, а потому основанием к отмене решения суда служить не могут.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 4 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Внутренних дел Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.