Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Бутковой Н.А,
Стаховой Т.М.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-3661/17 по апелляционной жалобе Цыганчук Л. С. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 04 сентября 2017 года по административному иску Цыганчук Л. С. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области об оспаривании отказа в согласовании местоположения границ земельного участка,
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения административного истца Цыганчук Л.С. - Ананьевой Н.Ю. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Цыганчук Л.С. обратилась в Невский районный суд с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - ТУ ФАУГИ в Ленинградской области), в котором просила признать незаконным отказ названного Территориального управления в согласовании местоположения границ земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Цыганчук Л.С. просила суд возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области обязанность согласовать местоположение границ земельного участка.
В обоснование поданного в суд иска Цыганчук Л.С. ссылалась на то обстоятельство, что обратилась в ТУ ФАУГИ в Ленинградской области с заявлением о согласовании границ земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", однако в согласовании местоположения границ земельного участка истцу было отказано на том основании, что указанный земельный участок частично находится на землях лесного фонда, принадлежащих Коммунарскому участковому лесничеству Приозерского Лесничества, которое отказалось согласовать границы в предложенном истцом их местоположении.
По мнению Цыганчук Л.С, решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области нарушает имущественные права истца.
В связи с Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 464 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" судом произведена замена указанного в иске ответчика на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области).
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 04 сентября 2017 года в удовлетворении требований Цыганчук Л.С. отказано.
В апелляционной жалобе Цыганчук Л.С. просит решение суда отменить, полагая, что выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, а решение принято с нарушением норм материального права.
Представитель Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, представители привлечённых судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц - Приозерского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес", Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, Управления Росреестра по Ленинградской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом посредством факсимильной связи.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 28 апреля 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Цыганчук Л.С. является собственником земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли поселений, общей площадью "... " кв.м, расположенного в поселке "адрес", кадастровый N... (л.д.33).
Земельный участок приобретён Цыганчук Л.С. в собственность на основании договора купли-продажи, заключённого "... " 2008 года между Цыганчук Л.С, с одной стороны, и М, с другой стороны (л.д.130-131).
28 октября 2016 года Цыганчук Л.С. обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области с заявлением о согласовании местоположения границ принадлежащего ей земельного участка (л.д. 7).
Письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области от 01 декабря 2016 года Цыганчук Л.С. проинформирована о невозможности согласования местоположения земельного участка в указанных заявителем границах по причине возражений со стороны Приозерского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" - правообладателя смежного земельного участка, относящегося к землям лесного фонда Российской Федерации. В этом же письме ТУ ФАУГИ в Ленинградской области Цыганчук Л.С. разъяснены положения законодательства о порядке согласования местоположения земельного участка (л.д.10-15).
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в отсутствие согласования границ земельного участка смежным землепользователем - Приозерским лесничеством, ТУ ФАУГИ в Ленинградской области не имело правовых оснований согласования границ земельного участка в соответствии с представленными Цыганчук Л.С. документами.
Выводы суда первой инстанции следует признать обоснованными.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) регулируются земельным законодательством.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со статьями 1 (ч.1), 4 (ч.4) Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом, представляет собой систематизированный свод сведений об учтённом в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе и, вместе с Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ним относится к единой федеральной информационной системе.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости, согласно части 1 статьи 4 Закона о кадастре, является сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Согласно части 3 статьи 1 этого же Федерального закона, государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о кадастре, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов, если иное не установлено этим же Федеральным законом.
Согласно статье 16 Закона о кадастре, кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учёт и снятие с учёта объекта недвижимости, а также кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с указанным Федеральным законом для осуществления такого учёта документов.
Статьёй 7 Закона о кадастре предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, а также площади объекта недвижимости, определённой с учётом установленных в соответствии с Федеральным законом требований.
В соответствии со статьей 38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в частности, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (части 2,3 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В силу части 9 статьи 38 Закона о кадастре, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В соответствии с частями 1- 3 статья 39 Закона о кадастре, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 указанной статьи Закона согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласование местоположения границ проводится, в частности, с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона о кадастре, согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 42.8 Закона о кадастре, при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.
Согласно части 10 части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, в силу приведённых выше норм права, согласование местоположения границ земельного участка с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности является обязательным, документы, определяющие местоположение границ земельного участка при его образовании или уточнении его местоположения и правоустанавливающие документы на земельный участок являются основанием для получения сведений о границах земельного участка.
Из материалов дела следует, что первоначально земельный участок, расположенный в поселке "адрес", площадью 0,15 га был предоставлен в собственность К. для строительства индивидуального дома и ведения личного приусадебного хозяйства в соответствии с Постановлением Главы администрации Ларионовского сельского Совета Приозерского района Ленинградской области от "дата" N.., земельный участок являлся смежным по отношению к землям Выборгского межлесхоза и землям общего пользования (дорога) - л.д.148, 149.
05 мая 2001 года К. и главой Ларионовской волости муниципального образования Приозерский район Ленинградской области с участием инженера-геодезиста составлен протокол установления и согласования в натуре размеров точных границ землепользования земельного участка площадью 1500 кв.м. с приложением чертежа границ земельного участка (л.д. 150). Из этого же Протокола видно, что границы земельного участка на местности были обозначены кольями и столбами в количестве четырёх штук. Протокол содержал отметку о том, что при установлении в натуре границ присутствующие представители смежных землепользований согласились с установленными границами и никаких возражений не заявили. Помимо К. и главы Ларионовской волости муниципального образования Приозерский район Ленинградской области, протокол подписан представителем Коммунарского лесничества Приозерского лесхоза Комитета по лесу Ленинградской области.
18 июня 2001 года Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Приозерского района Ленинградской области составлен кадастровый план земельного участка, который первоначально был учтен под кадастровым номером N... (л.д. 152.) и отчуждён К. по договору купли-продажи С. (л.д. 163-165)
Цыганчук Л.С. приобрела земельный участок, площадью 1500 кв.м. расположенный в поселке "адрес" с иным кадастровым номером - N...
При этом правоустанавливающий документ - договор купли-продажи от "... " 2008 года, содержал условие, что площадь земельного участка указана ориентировочно, сведения об участке подлежат уточнению при межевании (пункт 1 - л.д.130).
Аналогичное указание включено в кадастровый паспорт указанного земельного участка по состоянию на 05 марта 2008 года и на 13 ноября 2011 года (л.д.31, 167).
Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером N.., составленный 18 июня 2014 года, также содержит особую отметку о том, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.16).
Согласно акту согласования местоположения земельного участка, составленного 19 ноября 2014 года и представленного истцом в ТУ ФАУГИ в Ленинградской области, следует, что местоположение границ земельного участка согласовано Цыганчук Л.С. только с главой администрации МО Ларионовское сельское поселение, но не с Приозерским лесничеством - филиалом ЛОГКУ "Ленобллес" (л.д.18).
Таким образом, из направленных истцом 21 октября 2016 года в ТУ ФАУГИ в Ленинградской области правоустанавливающих документов на земельный участок следовало, что его границы не согласованы со всеми смежными землепользователями и не определены на местности в соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о кадастре и требованиями к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, утверждёнными Приказом Минэкономразвития от 17.08.2012 N 518.
Приозерское лесничество - филиал ЛОГКУ "Ленобллес" письмом от 15 декабря 2014 года N... отказало в согласовании испрашиваемых истцом границ земельного участка, указав, что земельный участок, частично расположен на земельном участке Коммунарского участкового лесничества Приозерского лесничества с кадастровым номером N... (л.д. 188), право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано 15 апреля 2013 года (л.д. 64)
Обоснованность отказа Приозерского лесничества в согласовании границ земельного участка, при наличии протокола установления и согласования в натуре размеров точных границ землепользования земельного участка, подписанного 05 мая 2001 года представителем Коммунарского лесничества Приозерского лесхоза Комитета по лесу Ленинградской области, не может быть проверена в ходе производства по данному административному делу (л.д.64).
Частью 5 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" установлено, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 04 сентября 2017 года по делу N 2а-3661/17, оставить без изменения, апелляционную жалобу Цыганчук Л. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.